27 апреля 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Алаш-Орда как альтернатива Советской власти. Часть 1-я

02 февраль 2018, 19:08
Обобщение исторического опыта народа в советский период шло под внимательным наблюдением идеологического аппарата. Иначе и не могло быть. Ибо научно-исследовательские институты, где создавались многотомные труды по истории общества, являлись органической частью тоталитарной системы. Любой научный проект, реализуемый коллективом ученых или отдельными исследователями, должен был соответствовать требованиям идеологического аппарата. Разумеется, нельзя отрицать просветительскую функцию историографии этого периода (что, несомненно, имело место), но, в основном, она выполняла функцию закрепления духовной зависимости, а в перспективе ослабить, затем разрушить историческое самосознание народа.

В этой связи необходимо заметить, что, хотя и прошло четверть века как мы живем в условиях отсутствия идеологического диктата, тем не менее, еще чувствуется присутствие прежних стереотипов в сознании даже специалистов с учеными степенями.

Так, например, в год столетия Октябрьской революции 1917 года в Алматы состоялся круглый стол на тему: «Большевики в Казахстане - зло или благо?», где историки Г.Лаумулин и Б.Султанов приходят к выводу, что «если бы не было Октябрьской революции, Казахстан сегодня представлял бы собой нечто вроде нынешнего Афганистана, но мирного» [1].

Что здесь преобладает? Незнание исторических фактов о казахском национально-освободительном движении первой трети ХХ века или нежелание расстаться с постулатами «Краткого курса истории ВКП (б)»? На наш взгляд, здесь присутствуют и первое и второе.

В Казахстане еще с советских времен достаточно стабильно функционирует ставшее уже нормой положение писать статьи, труды по истории казахского общества, не читая и не осмысливая исторические источники на казахском языке. При этом так поступают представители этого же этноса. Они видимо не желают признать факт, что быть казахом означает не только носить паспорт гражданина Республики Казахстан, но и быть связанным с ее историей, культурой, языком и литературой.

Может ли человек считать себя образованным, не отождествляя себя с духовным наследием своей страны. Хотя это тяжело, но приходится признать, что определенная часть нашей интеллигенции, получившая, так называемое, «западное» образование, духовно оторвана от своего народа.
Подтверждением тому, в данном случае, является отношение вышеназванных наших соотечественников к Октябрьской революции 1917 года. Они не хотят видеть ничего, кроме Октябрьской революции и установившейся в результате ее победы Советской власти. Так учили нас всех в советской школе. А ведь историческая действительность была куда богаче и сложнее.

Историческая наука постсоветского периода, шагнувшая вперед, позволяет нам смотреть на этот вопрос более широко и свободно. Как отмечал великий философ, истинное – это целое.

17-й год для казахского общества это не только Октябрьская революция. 17-й год для казахов - это 68 общеказахских, областных и уездных съездов, где обсуждались накопившиеся проблемы общества, это внезапно созданные областные, уездные и волостные Казахские комитеты, это общенациональная политическая партия Алаш, и, наконец, образовавшееся к концу года в г. Коканде правительство Туркестанской автономии и в г.Оренбурге правительство Алаш-Орды.

Опираясь на многочисленные исторические факты, введенные в научный оборот в постсоветский период, мы можем утвердительно сказать, что альтернатива советский власти в казахском обществе была. Это правительство Алаш-Орды, избранное вторым общеказахским съездом, состоявшееся 5-13 декабря 1917 года в г.Оренбурге.

Правительство состояло из 15 человек, десять мест было оставлено представителям других этнических групп, населявших казахские земли. Следует заметить, что 14 из 15 членов правительства Алаш-Орды, имели высшее образование [2]. Лишь один член правительства (Отынши Альжанов) имел среднее педагогическое образование.

Основные направления деятельности правительства Алаш-Орды были определены программой партии Алаш, опубликованной в ноябре 1917 года в газете «Казах» [3]. В ней руководители казахского национально-освободительного движения достаточно ясно ставили вопрос об объявлении России демократической федеративной республикой и, соответственно, предоставлении государственной автономии казахскому народу в составе этой федерации.

Антифеодальный и антиколониальный характер программы прослеживался особенно в разделах «Основные права», « Обучение науке и знаниям». Здесь отмечалось, что в Российской федеративной республике все граждане, независимо от вероисповедания, национального и расового происхождения, полового различия равны. Предоставляется право на собрание, организацию союзов, свободу слова и печати, охраняется неприкосновенность жилища, гарантируется неприкосновенность личности и т.д.Умеренного тона придерживалась партия и в социальной политике.

Лидеры движения были убеждены в том, что в казахском обществе, в силу определенных обстоятельств не сложилась развитая классовая дифференциация, как это, например, имело место в российском обществе. К тому же еще казахское общество, находясь на стадии подъема национально-освободительного движения, больше нуждалась в консолидации национальных сил, чем в их конфронтации на основе классовых различий и интересов.

В программе не было утверждения об отстранении каких-либо социальных групп или сил от управления государством. Примерно с этой же позиции предусматривалось решение вопроса с налогообложением: «взимание налогов осуществляется справедливо, в зависимости от имущественного состояния и дохода, т.е. богатый платит больше, бедный меньше».

Согласно программе партии в автономии Алаш, образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях – бесплатное. В начальных школах преподавание должно было вестись на родном языке. В университетах обучение ведется также на родном языке. Университеты должны быть автономными, власти не должны вмешиваться в обучение. Учителя и профессора избираются голосованием и т.д.

Таким образом, программа партии Алаш была призвана заложить основы нового социально-политического и экономического строя Казахстана, создать необходимые предпосылки глубоким преобразованиям, обеспечивающим полное участие всех социальных слоев в реконструкции общества.

Следует отметить, что РКП(б) в момент прихода к власти конкретной программы относительно преобразования общественной жизни национальных меньшинств не имела. Имея в виду это положение, А.Байтурсунов в 1920 году 17 мая Председателю советского правительства В.И.Ленину писал: «у представителя центра, поставленного во главе правления Киркраем *, не было определенного взгляда и, вследствие чего, определенного плана работ; что, быть может, объясняется тем, что у самого центра ввиду особенности социальных условий Киркрая, не было определенного взгляда насчет Киргизского вопроса, кроме принципиального указания в «Декларации прав народов России» и в программе ВКП (б)» [4].


* Здесь А.Байтурсунов имеет ввиду С.С. Пестковского(1882-1943), руководившего Казахским военно-революционным комитетом в 1919-1920 гг.


Исходя из этого факта, А.Байтурсунов предложил свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Власть с доверием должна относиться к национальной интеллигенции.

«У киргизов, – писал он В.И.Ленину, – имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет, и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоду не продадут. Кратчайший путь для русского пролетариата, желающего завоевать к себе доверие у киргизов, лежит через этих интеллигентов» [5].

А. Байтурсунов здесь имел в виду национальную интеллигенцию с дореволюционным опытом деятельности. К сожалению, большевистское руководство, обосновавшись у власти, отказалось от этого сотрудничества с ней. И соответственно, без внимания было оставлено также предложение руководителей национально-освободительного движения относительно преобразования социально-экономической и культурной жизни казахского общества.

Какими результатами кончились большевистские эксперименты для казахского народа – мы знаем. В период советских реформ 20-30-х гг. прошлого века казахский этнос подвергся жесточайшему испытанию, потеряв 2 млн. 200 тыс. человек, т.е. около 49 процентов всего своего состава[6].

Такой трагический исход советских реформ в Казахстане говорит сам за себя. Жан-Жак Руссо писал, что «правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее». А наш сегодняшний обыватель цинично рассуждает: «Да, возможно, режим здесь преследовал сугубо свои интересы, но по большому счету, какое нам до этого дело? Главное то, что в результате перепало казахам» [7]. Как видим, большевизм, побежденный в жизни, на практике, еще жив в сознание определенной части наших соотечественников.

Движение Алаш – это вовсе не ретроградное явление, как старалась представить его советская идеология[8]. Это национально-освободительное движение казахского народа за свою свободу и независимость, возможность сохранить свою идентичность, оставаться тем, кем он есть. И вообще, тема Алаш с позиции здравой мысли не должна была стать объектом ни политической, ни научной спекуляций.

Потому что, во-первых, алашевцы в соответствии со своей программой не ставили как поляки или финны в 1917 году вопрос о немедленном отделении от России и создании самостоятельного государства. Лидеры движения были согласны оставаться в составе демократической России в статусе национальной автономии.

Во-вторых, А.Букейханов и его соратники считали себя последователями русской демократической интеллигенции, выступали пропагандистами передовых идей русской общественной мысли в казахском обществе. Так, например, А.Букейханов считал Л.Н.Толстого последним пророком.

Тем не менее, как для царской, так и для советской власти алашевцы стали непримиримыми врагами. Обе эти власти в национальном вопросе стояли на имперской позиции. Политическое преследование и уничтожение алашординской интеллигенции является не что иное, как логическое продолжение этой имперской, в корне несправедливой, антигуманной политики.

Чтобы понять природу казахского освободительного движения, которое получило название движение Алаш, необходимо обратить внимание на его истоки. Казахское освободительное движение, как и в других странах, началось с просветительской деятельности.

Просветительство, как явление, казахской общественной жизни, полнокровно проявилось в первой трети ХХ столетия через деятельность первого поколения национальной интеллигенции. Их усилиями издание национальных газет и журналов («Айқап», «Қазақ» и др.), книг тиражом около двух миллионов, имело колоссальное влияние на общественную жизнь. Девизом казахского просветительства был «Оян, қазақ» («Проснись, казах!») М. Дулатова, а его квинтэссенцией – создание А. Байтурсуновым грамматики казахского языка.

В то же время, судьба казахского просветильства сложилась трагично. Дело в том, что оно как явление общественной жизни продлилось всего лишь около двадцати лет, и было прекращено вмешательством внешних сил как фактор угрожающий целостности российской империи, тогда как просветительство в европейских странах прошло все стадии развития без вмешательства извне, а носители идеи просветительства не стали жертвами политических репрессий.

Просветительство в европейских странах завершилось формированием научного литературного национального языка, системы образования и культуры, национальной идентичности и самосознания, а национализм, как явление, сопутствующее просветительству-формированием национальной государственности (нация-государство). В казахском обществе как просветительство, так и национализм были задушены на самой начальной стадии, не достигнув зрелости и конечной цели.

Казахские просветители по-настоящему испытали на себе судьбу просветителей колониально-зависимого народа. В этом свете поучителен жизненный путь А.Байтурсунова, основателя казахской азбуки, теории словесности, поэта, публициста и редактора первой общенациональной газеты «Казах», который провел жизнь в политическом преследовании как в условиях царского, так и советского режимов.

Безусловно, в основе этих преследований лежали не только его политическая деятельность, но и просветительская работа. Как правило, просветительская работа непременно ведет к осознанию народом своего колониального положения.

Известный исследователь европейской истории Э. Хобсбаум заметил, что «с того момента, когда бывают написаны первые книги и выпущены первые газеты на родном национальном языке или когда этот язык впервые используется с какой-либо официальной целью, наступает решающий шаг в национальном развитии»[9].

Находясь в заключении в Соловецком лагере особого назначения в 1933 году 16 февраля, А.Байтурсунов обращается с заявлением в ОГПУ через «Фонд помощи политическим заключенным», которым руководила Екатерина Павловна Пешкова, где в письме он, в связи с ухудшением своего здоровья, просит перевести его из северного края в какой-либо другой край с теплым климатом и снятия с него ограничения в праве поступления на конторские или канцелярские работы в лагере, а в случае невозможности удовлетворения этого ходатайства, перевести его «к семье, находящейся также в ссылке в Западной Сибири в Томском округе Кривошеинском районе в деревне Могочино».

«Я педагог, - писал он, - работавший 34 года по просвещению киргиз-казакского народа и работавший не как педагоги других культурных наций, создавшие веками все необходимое для работы по просвещению. До революции 1905 г. на казакском языке ни писать, ни читать, и учиться не разрешалось, потому что на этом языке не было даже и того основного, без которого невозможно вести какую-либо просветительскую работу, т.е. не было ни алфавита, ни орфографии, ни грамматики языка, ни теории словесности, ни учебников, ни печатной литературы, ни газеты. Все это пришлось создавать и основать мне, так как раскрепощение языка, после революции 1905 г. совпало с творческой порой моей жизни.

Я педагог, связавший с работой просветительной общественно-культурную, публицистическую, литературную, и как сын порабощенной нации, проводивший в своей работе определенную политическую идею – идею освобождения Казакского народа через борьбу против существовавшего режима, через культурное развитие и через углубление сознания народа; за что приходилось сидеть в тюрьме, побывать в ссылке при царском режиме.

Я, как сын отсталой нации, работал с самоотверженным энтузиазмом, отдавая все свои силы и способности, даже и здоровье свое, на дело просвещения казакского народа. И вот волею судеб, в благодарность за все это от казакского народа пришлось мне при старости лет (62 г.) побывать 20 месяцев в тюрьме, 22 месяца в концлагере ...» [10].

Находясь в Соловках, без права быть принятым на работу как административно-высланный и соответственно оставшийся без заработной платы, «изнуренный болезнями, истощенный от скудного питания и невооруженный против здешнего холода», он многократно (шесть раз) обращается к руководству ОГПУ, повторяя вышеизложенные просьбы. Однако все эти обращения остаются без ответа. Лишь вмешательство Е.П. Пешковой заставляет органы ОГПУ отступиться и дать разрешение А.Байтурсунову перевестись в другой лагерь, где находится его семья.

Как показывают архивные документы, немаловажную роль в этом деле сыграло и проявленное упорство А.Букейхановым. Он в своем обращении к Е.П.Пешковой от 29 апреля 1933 года по делу А.Байтурсунова наизнанку раскрывает антигуманную, античеловечную сущность позиции власти в отношении казахского просветителя.

«После 10.03[марта][1933 г.] по делу Байтурсунова Ахмета, - пишет он Е.П.Пешковой, - у Вас был 4 раза, не мог дождаться приема. Не было времени, все доставались последние очереди… Байтурсунов голодает. Он, просветитель казакского (киргизского) народа, Байтурсунов, Кирилл и Мефодий, Новиков и Радищев своего народа. Он создал азбуку, которая, по мнению профессора Малова, лучшая из Азбук, если требовать от них соответствия знаков фонетике языка; он популяризировал эту азбуку, напечатав на ней сатирические свои стихи и перевод 40 басен Крылова. При этом он с последним поступил также, как дедушка Крылов с Эзопом.

Эзопокрыловские басни сделал киргизскими. По меткости сатиры, красоте стиха, по краткости изложения темы – переводы Байтурсунова представляют высокохудожественные творения свыше отмеченного таланта. Крылова в степи знал каждый казак. Байтурсунов А. – автор грамматики, синтаксиса, букваря, хрестоматий на казакском языке. Он Наркомпрос Казакской АССР, многолетний в 1920-1928 г. до ареста его председатель ученой при НКМпросе комиссии. Он Б.А., первоклассный поэт, сатирик.

Он, Байтурсунов Ахмет, патриот, националист. При старом режиме сидел в тюрьме 10 месяцев и выслан за пределы степного края на 5 лет.

Он, Байтурсунов Ахмет, редактор, издатель и создатель единственной тогда казахской газеты «Казак». 1913-1918 г. в старое время не было казака, который не читал и не знал этой газеты. Когда в 1916 г. Оренбургский губернатор трижды оштрафовал «Казак» на 4500 рублей, то эти деньги переводились читателями по телеграфу долями по 5, 10,50, 100 руб. и спасали от тюрьмы редактора Аханг (ласкательное от Ахмета).

Судьба Байтурсунова Ахмета сходна с судьбой Н.Г.Чернышевского, как он, Байтурсунов Ахмет, бесстрашный пророк своих убеждений, как он - кабинетный работник, как он - страх власти. Я знаю Н.Г.Чернышевского, и не боюсь с ним сравнивать Байтурсунова Ахмета, так как его тоже знаю.

Все это я мог бы написать в ОГПУ, если бы не состоял в его попечении с 1925 года. ОГПУ мои слова примет в обратном значении. Байтурсунову 61 год, но он мог бы еще поработать в пользу казакского языка. А.Бокейханов. 25.02.1933 г.» [11].

Как видим, А.Букейханов в своем обращении к Е.П.Пешковой сказал немало. В то же время он, по понятным причинам, сказать все, что имел на душе, разумеется, не мог. Однако в силу известных причин то, что он не мог сказать скажет М.Шокай, который находясь в Париже писал: «Большевики представляют в Туркестане новую эпоху владычества России.

… Ну, вот у нас в Туркестане наши наиболее выдающиеся национальные писатели, от которых наш народ ожидал обогащения и развития своего языка и создания высоких национальных культурных ценностей, вот эти писатели в лучшем случае обречены на абсолютное молчание. И это потому, что они не подходят под московское понятие «культуры национальной по форме и пролетарской по содержанию».

Наши Ахмет Байтурсунов и Чолпан*, например, являются лучшими представителями нашей национальной литературы. В их произведениях мы видим богатство и блеск нашего и под спудом российского угнетения не умирающего языка. Где теперь они, Ахмед и Чолпан? Почему они обречены на молчание?


*Абдулхамид Сулейманулы Шолпан (1893-1938) – великий узбекский поэт, автор гимна «Туркестан Мухториаты»


Почему без Пушкина, Тургенева и Толстого не выпускают большевики учебников по русской литературе и культуре для советских школ? Почему наш народ не может читать своих Ахмеда и Чолпана?

А…Потому что этого требует московский социализм. Потому что этого хочет советский интернационализм»[12].

Выше изложенные факты достаточно полно характеризуют положение просветительства и просветителей в Казахстане уже в условиях советской системы. Знают ли наши соотечественники - сторонники большевизма в Казахстане об этих фактах. Уверен, что нет. Чтобы понять казахское или туркестанское просветительство, надо читать произведения просветителей региона на языке оригинала, т.е. на казахском, на языке народов Туркестана.

Сенегальский антрополог и физик Шейх Анта Диоп пишет, что «национальный суверенитет является лучшей школой ума и души народа, единственным средством сохранения его главных достоинств»[13]. Лучше не скажешь.

Надо учиться уважать свою государственность, желание народа ее укреплять. Наша недавняя история служит подтверждением того, что без своей государственности мы не сможем защитить свою землю, свободу и независимость. Не принимать это - равносильно отказаться от своего будущего, от всего ценного, что наш народ сумел создать и сохранить за свою непростую историю.

Кстати, это вывод, сделанный предыдущими поколениями. И мы в очередной раз убеждаемся в их правоте уже на советском опыте нашей истории. Эта истина, которая живет вместе с народом, и она сохранит свою актуальность пока живет наш народ.

Здесь мы подошли к вопросу, который ждет своего ответа не одно десятилетие. Итак, все же с чем был связан отказ большевиков предоставить казахам, татарам, башкирам и другим национальным меньшинствам государственное самоопределение, которое обещали предоставить на другой же день своего прихода к власти?

Ответ на этот вопрос следует искать в нашей же недавней истории. Большевики понимали, что Россия многонациональная империя, евразийская страна и национальный вопрос здесь находится на переднем плане среди других проблем. Не учитывать этот фактор никак нельзя.

Так, например, заявляя перед миром о своей приверженности к демократическим ценностям, в то же время невозможно насильно держать в составе советского государства Польшу, Финляндию и прибалтийские народы, которые отождествляются с европейским миром.

Одновременно с этим непременно возникает вопрос и о других регионах империи, например, о народах Средней Азии и Казахстана. Здесь у большевиков вступает в силу принцип двойного стандарта. Дело в том, что Средняя Азия и Казахстан богатая ресурсами часть земли. В предстоящем решении Задач индустриального прорыва, преодоления экономической отсталости страны от западных государств, аграрно-сырьевые ресурсы региона может играть немаловажную роль.

Стратегическом плане Средняя Азия и Казахстан это маккиндеровский «Хартленд». Исходя из этого положения все остальные интересы, в том числе всякие «измы» теоретического и идеологического характера могут быть отодвинуты на второй план. И большевистское руководство, не задумываясь долго, отходит от провозглашенного ими самими же лозунга национального самоопределения для народов региона.

Таким образом, в основе этих перемен в национальной политике большевиков лежал территориальный вопрос, т.е. территориальные интересы российского государства, а теоретизирование о социализме и национализме, о классовой борьбе и интернационализме, в определенной степени, служило ширмой для основной цели.

Правда, в позициях царских чиновников и советских идеологов в этом вопросе имелись различия, но они были незначительными. Так, например, известные деятели белого движения, как генералы Дутов и Иванов-Риноввыступая как специалисты по казахскому вопросу авторитетно заявляли, что «идея автономии Казахского народа находится в голове кучки казахской интеллигенции. Стоит ликвидировать эту интеллигенцию, идея об автономии казахского народа само-собой исчезнет как мыльный пузырь и этим народом можно управлять старым испытанным методом»[14].

В свою очередь, контрразведка армии генерала Дутова заочно принимает решение расстрелять следующих представителей казахской интеллигенции: Байтурсунова, Дулатова, Есболова, Кадырбаева, Омарова, Кенжина, Каратлеуова, Байбурина, Макатова и Акженова [15]. Стечение обстоятельств не дали реализоваться этому решению.

Надо заметить, что царская власть подходила к этому вопросу несколько осторожно, тогда как советская власть была настроена агрессивно, заявляя, что она ведет решительную борьбу в Казахстане и других национальных республиках Союза с самым реакционным проявлением национализма.

Мамбет Койгелдиев, академик НАН РК, президент ассоциации историков Казахстана





Продолжение Здесь

1.Большевики в Казахстане –зло или благо– Султанов htts://365
info.kz
2.Қойгелдиев М. Алашқозғалысы . Кн. 1. Алматы, 2008 год 433С; Ескендір( Әбдешев) М. «Алаш Орда» Министрлері. Министры «Алаш Орды» . Алматы, 2008 год 114 с; Кенжетаев Б.А. Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине ХІХ-нач ХХ вв. Издательский дом « Пиф». 1998. 87с; Энциклопедия Алматы 2009 год 544с; Алаш. Алаш Орда. Энциклопедия. Алматы, 2009 , 544с. ТілешовЕ. ; Қамзабекұлы Д. Алаш қозғалысы. Энциклопедиялық анықтамалық. Алматы, 2014, 528с.
3.Алаш қозғалысы/Движение Алаш. Сборник документов и материалов. — Алматы: Алаш, 2004. – Т. 1. — С. 438-441; 504-505.
4. Там же, Т.3.Книга первая.Алматы,2007.С.59.
5.Там же, С.60-61.
6. Заключение Комиссии Президиума Верховного Совета
Республики Казахстан.//Казахстанская правда.1992г, 22 декабря, №292
7. Женис Байкожа.Как могло бы сложится жизнь казаков не случись
Октябрьской революций?//Центральная Азия Монитор. 2017, 31 октября.
8. Бочаров А.К. Алаш-Орда. Краткий исторический очерк. Кзыл- Орда. Казгосиздат. 1927.; Мартыненко Н. Алаш-Орда. Сб. документов. Кзыл-Орда1929; ТогжановГ.О.Байтурсунов и байтурсуновщина. Алма-Ата- Москва : Казгосиздат, 1932; Брайнин С. Шафиро Ш. Очерки истории «Алаш- Орды». Алматы: Казгосиздат, 1935г. и др.
9.Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов-наДону.1999. С.192.
10. Государственный архив Российской Федерации .Ф.Р-8409.Оп.1.Д.994.ЛЛ.15-17.
11. Там же. ЛЛ.49-49об.
12. Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы. 5 Т. Алматы, 2013,130-131 б.б.
13. Шейх Анта Диоп. Слагаемые культуры//Курьер. Июнь-Июль 1986. С.58.
14. Архив департамента КНБ РК по городу Алматы.ф 6; дело
№011494,Т.6.Л.24.
15. Там же.Л.82.

Примечание:
Просмотров материала: 4 334

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 92 411 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 92 229 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 92 202 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 92 145 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 92 128 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 501 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 256 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 281 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 744 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 879 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 108 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 322 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 488 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 396 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 165 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 320 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 622 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 140 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 466 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 173 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 146 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 090 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 943 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 152 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 116 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 9 771 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 837 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 985 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 196 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 432 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 925 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 963 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 013 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 914 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 149 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 279 Просмотров





Опрос


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930