28 марта 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Появятся ли в ЕАЭС единые учебники?

Появятся ли в ЕАЭС единые учебники? Общие рынки труда и услуг на евразийском пространстве могут привести к унификации образовательных программ и стандартов. Вопрос в том, насколько возможно сближение, учитывая разницу на всех этапах обучения в пяти государствах.

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества. Но общим рынкам необходим соответствующий подход к формированию кадров. О том, как согласовать образовательную политику ЕАЭС, шла речь на очередном заседании экспертного клуба «Мир Евразии».

- Образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса. Сама идея Евразийского союза впервые была озвучена в стенах МГУ им. Ломоносова, – напомнил политолог Эдуард Полетаев. – Есть ряд высших учебных заведений, которые активно встраиваются в интеграционные идеи – в Казахстане это, например, Евразийский национальный университет им. Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби. Среди научных учреждений много организаций, которые занимаются данной проблематикой, например, Казахстанский институт стратегических исследований, Институт евразийской интеграции и другие. В России это МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Университет дружбы народов, привлекающие в свои стены студентов из самых разных стран мира.

В публичном пространстве, отметил политолог, озвучиваются самые разные идеи – от разработки концепции общих евразийских учебников до внедрения дипломов евразийского образца. Впрочем, взаимное признание дипломов, за исключением нескольких специальностей (медицина, фармацевтика, педагогика и юриспруденция), прописано в договоре о создании ЕАЭС. Однако на сегодня различия в образовательных программах и подходах весьма существенные, и начинаются они со школьной скамьи. В частности, в государствах евразийской пятерки предусмотрен разный срок обучения в средней школе, отличаются и формы сдачи выпускных экзаменов.

- Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы образования, и это будет устраивать работодателей, которые смогут понять, чего ожидать от того или иного выпускника, – пояснил Эдуард Полетаев. – При этом еще нужно думать о том, какие специальности будут востребованы на едином рынке труда, учитывая, что сейчас все страны ЕАЭС находятся в периоде экономического кризиса, и ряд специалистов, например, если строительство притормаживает свой рост, остаются без работы. Соответственно, возникает вопрос – нужна ли нам вообще подготовка единых специалистов?

Кандидат политических наук Антон Морозов отметил, что вопросы образования – это в первую очередь вопросы конкурентоспособности человеческого капитала. Поэтому любые шаги в этой сфере должны быть осторожными и выверенными. Хоть и нынешнее состояние системы образования, по его выражению, «далеко не предел мечтаний», интеграция в данной области, особенно, если она будет поспешной и непродуманной, может нанести серьезный удар по кадровому потенциалу ЕАЭС. К тому же, говорит политолог, есть определенные препятствия для сближения образовательных программ стран-союзниц.

- В Казахстане, в России и, я уверен, в Кыргызстане, Беларуси и Армении, образование очень сильно идеологизировано. Я не буду давать оценок – хорошо это или плохо, но это реальное препятствие. В гуманитарной сфере закладывается огромный идеологический багаж, и привести учебные программы к единому знаменателю будет очень сложно, – считает Антон Морозов.

С этим согласилась доктор исторических наук, директор центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, профессор Лайла Ахметова. В качестве примера она взяла историю, а именно период Великой Отечественной войны.

- Постоянно говорят о мифологизации ВОВ, предлагают написать одну общую историю. Все это провозглашается на ежегодных конференциях. В этом году на одной из них я заявила: мы никогда не сделаем единого учебника, потому что казахи думают –первым флаг на рейхстаг установил один человек, грузины – другой. И таких вопросов уйма. Если мы делаем единый учебник, нужна международная экспертиза. Пусть, к примеру, четыре человека – из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана – прочитают казахстанскую часть учебника и скажут, что с ней согласны. Но разве мы разрешим делать так наши учебники? Или россияне? – задала риторический вопрос профессор КазНУ. – В этом случае мифологизации было бы меньше. Не стали бы, может, отчаянно искажать факты, как в Кыргызстане, где стали говорить, будто Панфиловская дивизия формировалась в Панфиловском районе Киргизкой ССР, а потом она ехала через Казахстан, и здесь захватили с собой некоторое количество человек… Я утрирую, конечно, но, если такие вещи рассказывает офицер, представитель Министерства обороны Кыргызской Республики, просто теряешься.

Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан», обратил внимание на то, что вопросы унификации образовательных стандартов и программ не институционализированы в рамках ЕАЭС. По его мнению, это свидетельствует о том, что интеграции образования не придается особого значения на высшем уровне.

- Говоря об интеграции образования, важно понимать, о каких уровнях идет речь – школьном образовании, средне-специальном или высшем, а также о каких степенях интеграции мы говорим. Понятно, что на уровне школьного образования глубокая интеграция – когда у вас одни учебники, скажем, по истории, – исключена, потому что важная задача школьного образования – формирование гражданина одного национального государства. Сюда вмешиваться наднациональным органам не дадут, – подчеркнул Сергей Домнин.

Что касается уровня технического образования, то журналист уверен, что в данном случае гораздо важнее практические навыки. Если тот же сварщик владеет необходимыми технологиями, то уже не столь важно, есть ли у него диплом, какого он образца. В сфере высшего и послевузовского образования болезненным и чувствительным вопросом остается нострификация, то есть взаимное признание дипломов и ученых степеней. По словам Домнина, данный вопрос нужно решить в рамках ЕАЭС раз и навсегда – сделать процесс максимально простым и прозрачным.

Между тем директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев полагает, что интеграция образовательных моделей и программ может проводиться частично. Причем, в основном, данная интеграция будет касаться темы самой интеграции.

- Любое образование выполняет, на мой взгляд, три ключевых функции – познавательную, практическую (с ориентацией на конкретные отрасли труда и занятости), а также идеологическую. В последнем случае можно отметить заметную пропаганду евразийских ценностей и идей через систему образования, что особенно наблюдается в России. Вместе с тем системная и, что главное, слаженная совместная работа всех стран-участниц союза в данном направлении не всегда проглядывается. Прежде всего, в силу того, что у каждой страны есть свои подходы и видение, в основном у глав государств, относительно актуальности и развития евразийской интеграции. Поэтому идеолого-пропагандистская работа относительно членства в ЕАЭС у каждой страны-участницы собственная и отличающаяся от других. Так что использовать систему образования для соответствующей идеологической работы в пятистороннем формате вряд ли удастся, – считает политолог. – Другое дело, если активно использовать познавательную функцию образования. Самым простым здесь может стать введение в учебники географии для средних школ определенных разделов, посвященных основным вопросам создания, структуры, функционирования и перспектив дальнейшего развития ЕАЭС. Наряду с аналогичным описанием других международных и региональных объединений. В вузах вообще можно ввести спецкурсы по вопросам евразийской интеграции на отделениях международных отношений, международной экономики, регионоведения, разработать и издать соответствующие учебные пособия.

Но все же есть пространство и для интеграции образования не ради идеологии, уверен Андрей Чеботарев. Так, вряд ли у стран ЕАЭС могут возникнуть разногласия в отношении точных наук. Математика, физика, химия едины для всех и не несут никакой идеологической составляющей.

Данное предложение актуально, поскольку все страны Евразийского экономического союза заинтересованы в развитии промышленного производства, наукоемких сфер, инноваций. Потому объединение евразийских умов для создания общих, более эффективных программ обучения точным наукам на пространстве ЕАЭС могло бы заинтересовать всех участников союза. Соответственно, разработка общих стандартов и квалификационных требований могла бы способствовать повышению качества технического образования в рамках интеграционного объединения. В конечном итоге диплом технического специалиста евразийского образца мог бы стать чем-то большим, чем просто свидетельство об окончании вуза.

Адылжан Умбет, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 454

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 88 474 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 88 314 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 88 301 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 88 240 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 88 195 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 319 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 107 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 127 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 499 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 635 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 10 607 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 217 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 394 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 310 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 149 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 220 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 8 264 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 119 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 377 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 142 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 118 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 069 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 925 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 132 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 093 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 8 416 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 802 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 969 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 174 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 408 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 908 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 941 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 4 993 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 898 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 137 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 262 Просмотров





Опрос


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031