19 ноября 2019 г.

Мы в соц сетях:

+7 705 308 0767 +7 705 308 0767



На «мосту» в Европу

На «мосту» в Европу Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан более года назад. За спиной несколько месяцев совместной работы, вступление Армении и Кыргызстана, а также еще не просохшие чернила на соглашении о зоне свободной торговли с Вьетнамом. ЕАЭС – это свершившийся факт, объединение, вызывающее прагматичный интерес мирового сообщества, констатировали участники очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии».

Обсуждая потенциал новой экономической реальности глобального масштаба, эксперты отмечали: само название ЕАЭС предполагает, что его потенциальным членом, кандидатом или наблюдателем может стать любая страна самого большого и населенного континента Земли. Более того, не так давно, в рамках VIII Астанинского экономического форума, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать объединенное евразийское экономическое пространство. «Нам важно принять единые правила, – сказал он, – которые учтут национальные интересы всех участников, и в то же время будут направлены на устранение барьеров, повышение взаимовыгодной интеграции».

- Пока непонятно, как оформится эта идея. На мой взгляд, она имеет миротворческий характер, направлена на преодоление санкционных последствий, возникших из-за серьезных противоречий между Россией и Западом, но самое главное – это попытка Казахстана стать важным хабом в развитии транспортного потенциала, – прокомментировал инициативу Нурсултана Назарбаева политолог Эдуард Полетаев. – Развитие различных направлений транспортного сообщения позволит уйти от господства морских перевозок и частично переключить транзитные потоки на наши страны, а это деньги, рабочие места и прочие полезные вещи.

Независимый аналитик Сергей Домнин, сославшись на то, что такого термина как «объединенное экономическое пространство» в словарях нет, также предположил, что речь идет о развитии транспортной сети.

- По всей видимости, президент имел в виду объединенное экономическое пространство от Ляньюньгана до Гамбурга, это как раз тот транзитный потенциал, о котором мы часто говорим. Будет ли это трансконтинентальный проект, пока сказать сложно. Но однозначно, это очень хороший пиар для ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая комапния – международный транспортный оператор стран ЕАЭС, включающий национальных железнодорожных перевозчиков Казахстана, России и Беларуси, – прим. авт.). Проект интересный, но при нынешних ценах на морской фрахт мы не можем рассчитывать более чем на 8% от общего объема транзита в направлении Китай – Европа. С другой стороны, Нурсултан Назарбаев нередко озвучивает идеи, которые приживаются в практической политике спустя годы. Так было и с ЕАЭС. Возможно также, что «Объединенное евразийское экономическое пространство» – это «перевод» китайского проекта «Новый Шелковый путь».

По мнению директора Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете, доктора исторических наук Булата Султанова, страна вполне способна реализовать свой транзитный потенциал благодаря Китаю, который сейчас активно «прорубает мост» в Европу.

- Можем использовать его за счет таможенных пошлин, строительства кемпингов, гостиниц, поставки продуктов и прочего. Но когда мы говорим, что приступили к работе над всеобъемлющим соглашением о более глубоком уровне экономического партнерства и сотрудничества с КНР, надо понимать, что Китай-то везет свои товары, а мы можем только заработать на этом и не более того, – заметил Султанов.

Он акцентировал внимание на том, что интеграционные структуры создаются для того, чтобы экспортировать в наилучших условиях производимые в той или иной стране товары. Поэтому вполне понятно стремление Китая, который хочет создать наиболее благоприятные условия для продвижения своей продукции на мировые рынки. Эксперт предлагает странам ЕАЭС проводить жесткую протекционистскую политику в отношении третьих стран, пока у нас не налажено производство экспортных товаров.

- Когда речь идет о всеобъемлющем соглашении с Китаем, вспомните героя фильма «Кавказская пленница» товарища Саахова, который говорил: «Торопиться не надо…». Надо все взвесить, изучить всевозможные подводные камни, потому что в деталях таится дьявол, – сказал он.
Между тем главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доцент, доктор исторических наук Ирина Черных считает, что транзитный потенциал – это специфическое преимущество.

- Много говорится о Казахстане, как транзитной территории. Мы в этом плане зависим от России и, в большей степени, от Китая. Конечно, последнему всегда будет, что транспортировать по нашей территории. Мы можем сейчас работать на развитие сервисных услуг по линии транспортировки, сферы обслуживания, вкладывать в это деньги, инвестиции. Но мировой экономический кризис или изменение политики Китая в том или ином виде могут привести к тому, что транспортировать по территории Казахстана будет нечего. И этот фактор тоже необходимо учитывать, – пояснила свою позицию представитель КИСИ.

Впрочем, усиление транзитного потенциала, улучшение транспортных услуг и сферы обслуживания вряд ли могут помешать развитию производства. При этом Китай может быть и конечным пунктом транзита. Так, Булат Султанов, который в целом считает, что надо развивать евразийскую интеграцию, прежде всего, на постсоветском пространстве и возрождать разрушенные народно-хозяйственные связи постсоветских республик, тем не менее, ратует за создание зоны свободной торговли с Ираном. По его словам, Казахстан, как производитель зерна, мог бы выйти через Иран на страны Персидкого залива. Но главное его предложение касается черного золота. Иран и Казахстан могли бы совместно проложить нефтепровод из Персидского залива до Каспия, а затем из Атырау – в Китай.

О необходимости защиты рынка на начальном этапе интеграции говорил генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» из Кыргызстана Дмитрий Орлов.

- Что касается интеграционных проектов как таковых, то здесь, я думаю, надо начинать с того, с чего в свое время начинала ВТО. Прежде чем создать ВТО, страны-инициаторы исповедовали очень жесткий протекционизм, - отметил он.

Участники заседания неоднократно возвращались к этой теме, подчеркивая, что защищать рынок нужно от третьих стран, не входящих в ЕАЭС. Сегодня же страны-союзницы порой защищают интересы отдельных производителей, что, конечно, важно, но делается это в ущерб рядовым потребителям, ради которых и была создана евразийская интеграция.

- В первую очередь в рамках ЕАЭС следует устранить всевозможные барьеры, изъятия и ограничения в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. – считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. - Этого, кстати, активно добивается Беларусь, которая в этом году председательствует в руководящих органах союза. В противном случае отмеченные выше и иные плюсы не дадут необходимого эффекта.

Нурлан Амир, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 809

Поделиться материалом


17:51 ЧП в Шамалгане: на строительство развязки выделят 360... 90 Просмотров

17:40 Полицейские сбили девушку: блогера, снявшего ДТП обвинили в... 122 Просмотров

16:53 Қазақ тазысы әлемдік брендке қашан айналады?... 163 Просмотров

16:39 Лжепредприятия помогали незаконно ввозить иностранцев в... 100 Просмотров

15:59 Амандык Баталов о нападении на активистку: Этот случай нас... 162 Просмотров

15:46 К.Токаев пообещал новое здание Институту травматологии... 137 Просмотров

15:24 Если скажут уйти, я уйду в любое время - Амандык Баталов... 168 Просмотров

15:05 2020 жылы Ораза мен Құрбан айт қашан басталатыны белгілі... 224 Просмотров

14:58 Вопрос увольнения Манзорова решится после окончания... 218 Просмотров

14:57 В Алматинской области уровень дорог в хорошем и... 189 Просмотров

14:45 Узнай своего депутата: Куралай Каракен... 176 Просмотров

14:35 Бухгалтер райбольницы вернула украденные у государства 21... 169 Просмотров

14:32 В этой новости неправильно всё, - Е.Есимханов об... 345 Просмотров

14:23 144 населенных пункта Алматинской области газифицируют до... 131 Просмотров

14:17 Изнасилование в школьном туалете: уволены директор,... 225 Просмотров

12:58 Празднование Дня независимости несправедливо всегда... 207 Просмотров

12:20 Ипотека для женщин: стали известны условия программы... 214 Просмотров

12:07 "Жолаушылар тасымалы" жолаушылар артық төлеген қаржыны... 181 Просмотров

11:43 До 5 лет тюрьмы грозит девушке за смертельный наезд на... 172 Просмотров

11:17 Сотни чиновников незаконно стояли в очереди на жилье в ВКО... 202 Просмотров

11:13 МСХ создаст публичный блэклист недобросовестных... 168 Просмотров

11:12 Семиклассницу изнасиловали в уличном туалете одной из школ... 223 Просмотров

11:06 В Алматы появится новый парк... 174 Просмотров

10:57 Не наказывать медиков за врачебные ошибки призвал Елжан... 176 Просмотров

10:50 Полицейские сбили девушку на патрульной машине в Уральске... 176 Просмотров

10:49 Аружан Саин - депутатам: Пока вы там заседаете, система... 377 Просмотров

10:38 В Казахстане предложили оглашать имена и показывать... 196 Просмотров

10:31 Как гаджеты влияют на мозг детей... 179 Просмотров

09:46 Казахстанец стал чемпионом Японии по сумо... 157 Просмотров

09:44 Курс валют на 19 ноября... 167 Просмотров

09:16 Погода на сегодня: в стране сильно похолодает, в ВКО – до... 200 Просмотров

20:37 Қазақстанда жыл сайын 38,71 миллиард теңгені инфекциялық... 341 Просмотров

20:26 Масштабный проект по восстановлению лифтов запустят в... 523 Просмотров

18:40 К 2022 году в Акмолинской области площадь орошаемых земель... 308 Просмотров

18:06 Ипотеку для женщин планируют внедрить в Казахстане... 346 Просмотров

18:01 Ержан Есимханов: Замы будут заслуженно и незаслуженно... 494 Просмотров

17:04 «Город превратился в ледовый каток»: астанчане жалуются на... 335 Просмотров

16:34 Правила распределения грантов могут изменить в Казахстане... 335 Просмотров

16:23 Думан Кожахметов покинул пост председателя "Казконтента"... 420 Просмотров

15:46 "Плагиата не было" - вице-министр о работе Фатимы Жакыповой... 397 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930