22 октября 2020 г.

Мы в соц сетях:



На «мосту» в Европу

На «мосту» в Европу Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан более года назад. За спиной несколько месяцев совместной работы, вступление Армении и Кыргызстана, а также еще не просохшие чернила на соглашении о зоне свободной торговли с Вьетнамом. ЕАЭС – это свершившийся факт, объединение, вызывающее прагматичный интерес мирового сообщества, констатировали участники очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии».

Обсуждая потенциал новой экономической реальности глобального масштаба, эксперты отмечали: само название ЕАЭС предполагает, что его потенциальным членом, кандидатом или наблюдателем может стать любая страна самого большого и населенного континента Земли. Более того, не так давно, в рамках VIII Астанинского экономического форума, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать объединенное евразийское экономическое пространство. «Нам важно принять единые правила, – сказал он, – которые учтут национальные интересы всех участников, и в то же время будут направлены на устранение барьеров, повышение взаимовыгодной интеграции».

- Пока непонятно, как оформится эта идея. На мой взгляд, она имеет миротворческий характер, направлена на преодоление санкционных последствий, возникших из-за серьезных противоречий между Россией и Западом, но самое главное – это попытка Казахстана стать важным хабом в развитии транспортного потенциала, – прокомментировал инициативу Нурсултана Назарбаева политолог Эдуард Полетаев. – Развитие различных направлений транспортного сообщения позволит уйти от господства морских перевозок и частично переключить транзитные потоки на наши страны, а это деньги, рабочие места и прочие полезные вещи.

Независимый аналитик Сергей Домнин, сославшись на то, что такого термина как «объединенное экономическое пространство» в словарях нет, также предположил, что речь идет о развитии транспортной сети.

- По всей видимости, президент имел в виду объединенное экономическое пространство от Ляньюньгана до Гамбурга, это как раз тот транзитный потенциал, о котором мы часто говорим. Будет ли это трансконтинентальный проект, пока сказать сложно. Но однозначно, это очень хороший пиар для ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая комапния – международный транспортный оператор стран ЕАЭС, включающий национальных железнодорожных перевозчиков Казахстана, России и Беларуси, – прим. авт.). Проект интересный, но при нынешних ценах на морской фрахт мы не можем рассчитывать более чем на 8% от общего объема транзита в направлении Китай – Европа. С другой стороны, Нурсултан Назарбаев нередко озвучивает идеи, которые приживаются в практической политике спустя годы. Так было и с ЕАЭС. Возможно также, что «Объединенное евразийское экономическое пространство» – это «перевод» китайского проекта «Новый Шелковый путь».

По мнению директора Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете, доктора исторических наук Булата Султанова, страна вполне способна реализовать свой транзитный потенциал благодаря Китаю, который сейчас активно «прорубает мост» в Европу.

- Можем использовать его за счет таможенных пошлин, строительства кемпингов, гостиниц, поставки продуктов и прочего. Но когда мы говорим, что приступили к работе над всеобъемлющим соглашением о более глубоком уровне экономического партнерства и сотрудничества с КНР, надо понимать, что Китай-то везет свои товары, а мы можем только заработать на этом и не более того, – заметил Султанов.

Он акцентировал внимание на том, что интеграционные структуры создаются для того, чтобы экспортировать в наилучших условиях производимые в той или иной стране товары. Поэтому вполне понятно стремление Китая, который хочет создать наиболее благоприятные условия для продвижения своей продукции на мировые рынки. Эксперт предлагает странам ЕАЭС проводить жесткую протекционистскую политику в отношении третьих стран, пока у нас не налажено производство экспортных товаров.

- Когда речь идет о всеобъемлющем соглашении с Китаем, вспомните героя фильма «Кавказская пленница» товарища Саахова, который говорил: «Торопиться не надо…». Надо все взвесить, изучить всевозможные подводные камни, потому что в деталях таится дьявол, – сказал он.
Между тем главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доцент, доктор исторических наук Ирина Черных считает, что транзитный потенциал – это специфическое преимущество.

- Много говорится о Казахстане, как транзитной территории. Мы в этом плане зависим от России и, в большей степени, от Китая. Конечно, последнему всегда будет, что транспортировать по нашей территории. Мы можем сейчас работать на развитие сервисных услуг по линии транспортировки, сферы обслуживания, вкладывать в это деньги, инвестиции. Но мировой экономический кризис или изменение политики Китая в том или ином виде могут привести к тому, что транспортировать по территории Казахстана будет нечего. И этот фактор тоже необходимо учитывать, – пояснила свою позицию представитель КИСИ.

Впрочем, усиление транзитного потенциала, улучшение транспортных услуг и сферы обслуживания вряд ли могут помешать развитию производства. При этом Китай может быть и конечным пунктом транзита. Так, Булат Султанов, который в целом считает, что надо развивать евразийскую интеграцию, прежде всего, на постсоветском пространстве и возрождать разрушенные народно-хозяйственные связи постсоветских республик, тем не менее, ратует за создание зоны свободной торговли с Ираном. По его словам, Казахстан, как производитель зерна, мог бы выйти через Иран на страны Персидкого залива. Но главное его предложение касается черного золота. Иран и Казахстан могли бы совместно проложить нефтепровод из Персидского залива до Каспия, а затем из Атырау – в Китай.

О необходимости защиты рынка на начальном этапе интеграции говорил генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» из Кыргызстана Дмитрий Орлов.

- Что касается интеграционных проектов как таковых, то здесь, я думаю, надо начинать с того, с чего в свое время начинала ВТО. Прежде чем создать ВТО, страны-инициаторы исповедовали очень жесткий протекционизм, - отметил он.

Участники заседания неоднократно возвращались к этой теме, подчеркивая, что защищать рынок нужно от третьих стран, не входящих в ЕАЭС. Сегодня же страны-союзницы порой защищают интересы отдельных производителей, что, конечно, важно, но делается это в ущерб рядовым потребителям, ради которых и была создана евразийская интеграция.

- В первую очередь в рамках ЕАЭС следует устранить всевозможные барьеры, изъятия и ограничения в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. – считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. - Этого, кстати, активно добивается Беларусь, которая в этом году председательствует в руководящих органах союза. В противном случае отмеченные выше и иные плюсы не дадут необходимого эффекта.

Нурлан Амир, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 960

Поделиться материалом


18:03 Коронавирустан қайтыс болған дәрігерлердің барлығының... 175 Просмотров

18:02 Казахстан сократит авиарейсы с Турцией... 176 Просмотров

17:55 2 млн-ға жуық азаматқа вакцина жасалды – Есмағамбетова... 180 Просмотров

17:48 В каком формате будут обучаться казахстанские школьники во... 174 Просмотров

17:40 Жұқтырғандарға жоқ! Өтемақыны тек қайтыс болған... 253 Просмотров

17:39 Медикам перестанут выплачивать компенсацию за заражение... 178 Просмотров

17:31 Дальнобойщиков обяжут сдавать тест на COVID-19... 189 Просмотров

17:25 Қазақстан 26 қазаннан қандай елдерге әуе рейстерін... 177 Просмотров

17:20 250 школьников заразились коронавирусом с начала учебного... 189 Просмотров

17:20 Сенбіде елордадағы сауда орталықтары жұмыс істемейді... 161 Просмотров

17:11 14-процентный рост заболеваемости КВИ зафиксирован в... 159 Просмотров

17:02 Қазақстанның 12 облысында коронавирус жұқтыру деңгейі қайта... 198 Просмотров

16:58 Подросток пострадал в ДТП в Актобе... 178 Просмотров

16:53 Оқу жылы басталғалы 250 оқушы коронавирус жұқтырып алды... 176 Просмотров

16:45 Массовое ДТП произошло в Караганде... 200 Просмотров

16:36 Отбасында зорлық көрген елордалық 320 әйел көмекке жүгінген... 94 Просмотров

16:31 ТРЦ не будут работать 24 октября в Нур-Султане... 116 Просмотров

16:22 Покупатель и продавец подрались у СпецЦОНа в Алматы... 137 Просмотров

16:18 Мәжіліс депутаттығына кімдер кандидат бола алмайды... 119 Просмотров

16:10 В Алматы пассажир пробил головой лобовое стекло в ДТП... 118 Просмотров

16:02 Қазақстанның қарызы жыл сайын көбейіп, 2025 жылы 26... 326 Просмотров

15:57 Ануар Ахметжанов назначен первым вице-министром цифрового... 109 Просмотров

15:50 Адамның басынан жаңа орган табылды... 197 Просмотров

15:45 Свыше 9,8 млн тенге взыскали с автовладельцев в Шымкенте... 106 Просмотров

15:36 Мәжіліс мен мәслихаттар сайлауына бюджеттен 15 млрд теңге... 146 Просмотров

15:35 Семья отравилась угарным газом в ВКО... 88 Просмотров

15:24 Қонаев ескерткішіне қатысты әкімдік арнайы мәлімдеме жасады... 144 Просмотров

15:13 Сколько заплатят партии за участие в выборах в Мажилис... 90 Просмотров

15:10 Алматыда әуежайға баратын жол жарты жылға жабылады... 95 Просмотров

15:00 Кто не может стать кандидатом в депутаты Мажилиса... 131 Просмотров

14:55 Қазақстанның сыртқы қарызы қанша – депутат сұрағына үкімет... 103 Просмотров

14:51 Азамат Әмрин ҚР ұлттық экономика вице-министрі болып... 110 Просмотров

14:50 15 млрд тенге выделят на выборы в Мажилис... 115 Просмотров

14:38 Более 370 жалоб на госорганы поступило от жителей СКО... 116 Просмотров

14:35 Маңғыстаулық полицейлер есірткі сататын 72 сайтты бұғаттады... 96 Просмотров

14:17 20 человек, участвовавших в стрельбе, задержали в Уральске... 109 Просмотров

14:14 Орталық сайлау комиссиясының отырысы өтіп жатыр... 103 Просмотров

14:08 Выборы под символическим номером семь - Н.Махмудов... 128 Просмотров

14:05 Әсем Нүсіпова денсаулық сақтау вице-министрі болып... 83 Просмотров

14:02 Азамат Амрин назначен вице-министром национальной экономики... 95 Просмотров





Опрос


«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031