29 марта 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Транзитный потенциал: наша традиция

01 ноябрь 2014, 10:31
Транзитный потенциал: наша традиция В Алматы состоялось заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал ЕАЭС». Вопрос, поднятый на заседании, без преувеличения можно назвать острым, поскольку транзитный потенциал любого государства – это один из мощнейших факторов экономики, его часто называют главным стратегическим вопросом, который страны, входящие в ЕАЭС, могут решить благодаря возможности выхода на глобальные рынки. Считается, что расположение между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой позволит заработать гораздо больше денег, чем в настоящее время.

К развитию транзитного потенциала Казахстана имеются положительные предпосылки. В частности, политолог Эдуард Полетаев сообщил, что Китай все больше продолжает открываться для иностранных партнеров, а его производители из-за перегруженности прибрежных районов сдвигают свое производство ближе к Казахстану, в Синьцзян-Уйгурский автономный район.

- Более того, есть еще и Кыргызстан, через который идет определенный поток товаров, например, на рынок Дордой, и оттуда уже распределяется по разным направлениям, - отметил эксперт. - В связи со вступлением в ЕАЭС у Кыргызстана есть шанс помочь экспорту своих производителей сельхозпродукции и легкой промышленности, потому что единые тарифы, которые предлагают Казахстан, Россия, Беларусь, упрощают логистические проблемы. В рамках ЕАЭС также видится возможной дальнейшая реализация проекта «Шелковый путь». В связи с этим Казахстану открывается доступ к морю, а это пока еще дешевый вид перевозок, это тот же хаб, который может предложить, например, Санкт-Петербург, то есть выход на Балтийское море.

Сегодня в Казахстане имеется сразу несколько инфраструктурных проектов, призванных реализовать транзитный потенциал. В ноябре будет открыта железная дорога «Туркменистан – Иран». В следующем году планируют завершить проект «Западная Европа – Западный Китай». У Казахстана в китайском порту Ляньюньган уже есть собственная терминальная инфраструктура для консолидации грузопотоков в районе Юго-Восточной Азии. Потом будет строиться автодорога «Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск», скоро закончат стройку железной дороги «Жезказган – Шалкар – Бейнеу», то есть связываются восток и запад страны. Ну, и еще инфраструктурные проекты вроде расширения актауского порта, Хоргоса.

Как известно, в августе Казахстан предложил россиянам строить газопровод в Китай через свою территорию, - рассказал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. - Российско-китайский газопровод планировалось провести через Алтайские горы напрямую в Китай, но Казахстан выступил с предложением построить газопровод через Астану и вывести его в районе пограничного пункта Хоргос - Алашанькоу. У нас тут леса нет, есть инфраструктура, и через Казахстан строительство обойдется гораздо дешевле – максимум 5 млрд долларов. И мы будем получать дополнительно за транзит как минимум 300-400 млн долларов, не считая того, что газопровод поможет обеспечить голубым топливом пять областей Казахстана. Что касается железнодорожного транзита. У китайцев есть 5 железнодорожных маршрутов, через которые они направляют товар в Европу. Самый большой из них – «Чуньцин – Синьцзян – Казахстан – Россия – Германия». Доставка по нему на 16 суток быстрее, чем отправление из Чунцина через море в Гамбург, но за счет того, что россияне установили высокие тарифы, он не очень выгоден. Поэтому поезд редко пускают – раз или два раза в неделю. Этого мало. То есть препятствие - не столько разница размеров ширины колеи, а высокие железнодорожные тарифы.

Также, по мнению Шибутова, если санкционная политика Запада в отношении России усилится, то последняя будет расширять сотрудничество с Китаем. Соответственно, транзинтный потенциал Казахстана усилится, и на этом можно будет заработать более или менее нормальные деньги.

Айдархан Кусаинов, генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест», в свою очередь, разъяснил, что на самом деле транспортный потенциал ЕАЭС в значительной степени «упирается» в Россию:

- Причина проста: коридор «Азия – Европа» в основном проходит через эту страну. И у российских монополистов-транспортников появляется соблазн занять соответствующую позицию. В связи с этим у меня есть идеи. Первая – можно стучаться к россиянам и говорить: вы поймите нас, понижайте тарифы и т.д. Вторая – можно делать альтернативные коридоры через Казахстан. Через тот же Каспий, Азербайджан. То есть мысль такая, что Казахстан, развивая евразийский потенциал, если начнет активизироваться также в альтернативном направлении, в своем корридоре, в том числе за пределами ЕАЭС, то это, как ни парадоксально, может простимулировать развитие транзитного потенциала самого Евразийского союза.

- Перспектива развития потенциала в рамках ЕАЭС не только в том, что мы увеличим грузопассажирский оборот, усилим логистические позиции, укрепим компании, которые будут этим заниматься, но и в том, что продолжим развивать регионы, поскольку любая дорога подразумевает наличие сервиса, - заметил Эдуард Полетаев. - В 90-е годы выживали те поселки, которые находились на железной или автодороге. Кто-то рыбу продавал, кто-то минеральную воду. Общеизвестно, что любая дорога вовлекает в товарообмен. Второй момент заключается в том, что логистика должна поддерживать амбициозные планы государства. Сам факт того, что государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане усиливает транспортный потенциал, неоспорим. Потому что крупные индустриальные проекты требуют роста грузоперевозок, в том числе экспортной продукции, которая на новых заводах будет изготовлена. Ну и третий момент. На транспорт у нас давно делается достаточно серьезный акцент, еще с первых лет независимости. Не всегда это было связано с работой в рамках ЕАЭС. Подписаны сотни международных договоров с самыми разными организациями. Транспортный потенциал рассматривался в рамках ШОС, до этого – в ЕврАзЭС и т.д. Это наша традиция, следствие нашего геополитического положения.

Аманжол Смагулов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 559

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 88 528 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 88 367 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 88 355 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 88 293 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 88 248 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 319 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 107 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 127 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 499 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 635 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 10 620 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 217 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 396 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 312 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 149 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 221 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 8 277 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 119 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 379 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 142 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 118 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 069 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 925 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 132 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 093 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 8 429 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 802 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 970 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 174 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 408 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 909 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 941 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 4 993 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 898 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 137 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 262 Просмотров





Опрос


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031