25 апреля 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Галым Тумабаев: «За бензиновых частников расплачивается государство»

Галым Тумабаев: «За бензиновых частников расплачивается государство» То, о чем говорили эксперты, и что отрицало бывшее Министерство нефти и газа, случилось. Объявлены новые цены на регулируемые государством виды нефтепродуктов. АИ-92 «подрос» до 128 тенге за литр. И это не предел, признал первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин. Впрочем, несмотря на открытие границ и повышение цен, сообщения об ажиотаже на заправках продолжают поступать. Местные власти активно проводят совещания, требуя контролировать ситуацию, а аналитики полагают, что правильнее оставить все на откуп рынку. Правда, в погоне за рыночным регулированием многие забывают, что «свободные» цены куда как выше тех, что установлены государством. Эту тему информационно-аналитическому порталу OilNews.kz в эксклюзивном интервью прокомментировал руководитель Службы корпоративных коммуникаций АО «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг» Галым Тумабаев.

Источник: oilnews.kz

- В последние дни эксперты почти в один голос говорят о том, что сезонный топливный дефицит будет повторяться до 2017 года, пока не завершится модернизация заводов…

- Полагаю, более корректно будет говорить, что существует исторически сложившийся дисбаланс, разрыв между производством и потреблением нефтепродуктов в Казахстане.

Этот разрыв поступательно сокращается. С одной стороны, за счет постепенного наращивания собственного производства — по итогам шести месяцев моторного топлива произведено на 17,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В сентябре также планируется увеличить объемы нефтепереработки. С другой стороны, для насыщения рынка используются и другие механизмы, в числе которых перевод автотранспорта на сжиженный газ, формирование индикативного топливного баланса и другие. Модернизация заводов – один из них.

Ни государство, ни «КазМунайГаз» не заинтересованы в создании искусственного дефицита топлива, который провоцирует ажиотажный спрос и повышение градуса социальной напряженности. И потому такие обвинения, как минимум, беспочвенны и носят провокационный характер.

- Вы говорили об индикативном балансе. Можно подробнее – что это такое, зачем он нужен, и почему его критикуют?

- Поскольку Казахстан производит меньше топлива, чем потребляет, часть ГСМ импортируется из России. Поставки нефтепродуктов между странами регулируется специальным индикативным балансом.

Индикативный баланс — это документ, подписываемый правительствами обоих государств ежегодно. Он устанавливает объем топлива, беспошлинно поставляемый из России. Все, что будет завезено свыше, облагается экспортной пошлиной. В 2012-2013 годах страны договаривались между собой о том, что каждая тонна этих беспошлинных нефтепродуктов должна обмениваться на аналогичный объем нефти, поставленный из Казахстана в Россию. То есть получается, что за трейдеров, ввозивших нефтепродукты, вынуждено расплачиваться государство.

Так, за объемы топлива, ввезенные казахстанскими операторами, в том числе и частными, в 2012-2013 году, государству предстоит поставить в Россию соответствующие объемы нефти. Как сообщил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, в августе-сентябре Казахстан направит 242 тысячи тонн нефти.

То есть цена тонны бензина или дизтоплива для государства обходится не так дешево, как представляют себе некоторые эксперты и участники рынка.

Баланс 2014 года составил 470 тысяч тонн дизельного топлива и 670,8 тысячи тонн АИ-92. Но уже в мае превышение по импорту составило более 100 тысяч тонн только по бензину. Это очень большой объем. Например, его хватит, на десять-двенадцать дней на работы всех заправок страны без ограничений.

Понятно, что если бы так продолжалось и дальше, то весь беспошлинный бензин был бы выбран уже к концу лета, и казахстанцам пришлось бы платить за бензин по цене с учетом пошлины ($330-350 за тонну).
Чтобы избежать этого, был назначен единый государственный оператор по импорту.

- Единого оператора тоже активно обвиняли в том, что он не справился с возложенными на него обязанностями…

- Те, кто критикует действия единого оператора, мягко говоря, лукавят и подменяют понятия. Как я уже говорил, назначение единого оператора – это не прихоть правительства, а жесткая необходимость.

- В чем же подмена понятий?

- Нефтепродукты внутри Казахстана распределяются местными исполнительными органами, и объемы поставок формируются из оплаченных заявок.

Как говорится, утром деньги – вечером стулья, и это совершенно справедливо. Если регион не смог, не сумел или не захотел выкупить объем нефтепродуктов, то уже буквально в следующем месяце эти объемы сокращаются ровно до того уровня, который реально был выкуплен.

Единый же оператор не занимается распределением – он занимается исключительно импортом. И в адрес единого оператора в течение всего периода его деятельности – который, собственно, длился меньше двух месяцев – не поступило ни одной оплаченной заявки на бензин. По дизельному топливу — в июне и июле операторы оплатили только половину распределенного объема. Который, кстати, был поставлен полностью.

То есть говорить о том, что единый оператор не справился со своими задачами, по меньшей мере, некорректно.

- И тем не менее – те, кто не обвиняет единого оператора, основной причиной топливного кризиса называют государственное регулирование. Как вы считаете – есть ли необходимость пересмотра каких-то параметров регулирования и контроля, как это предлагают некоторые аналитики и общественные деятели?

- Прежде всего, давайте вспомним: у нас в стране есть два наиболее социально чувствительных продукта – это хлеб и бензин. Мы работаем с одним из них и прекрасно осознаем, что стоимость бензина присутствует буквально во всем – от продуктов питания и до тяжелого машиностроения.

На недавнем брифинге нашей компании по ситуации на рынке ГСМ журналист задал вопрос – почему бы не перейти на полностью рыночное регулирование и не оставить ценообразование на бензин «невидимой руке рынка»? Я задал встречный: а вы готовы сейчас платить 150-170 тенге той самой рыночной цены за литр? И знаете, ни он, ни я в настоящее время не готовы платить эту цену. Это показательный пример, который отражает суть споров вокруг ситуации: шоковая терапия на рынке ГСМ не нужна никому — ни государству, ни трейдерам, ни гражданам.

Поэтому государство в настоящее время просто не может не регулировать эту очень чувствительную сферу. И будет использовать любые меры – в том числе и запрет на вывоз нефтепродуктов или назначение единого оператора. Если этого потребует ситуация.

Другое дело, что методы и механизмы госрегулирования требуют постоянного и внимательного отношения – это не догма, а платформа для конструктивного диалога.

Но и для изменений нужен будет определенный переходный период, который позволит двигаться плавно, без резких скачков и перепадов. А переходный период как в политике, так и в экономике, требует компромисса.

- Компромисса?

Цена на бензин АИ-92 с ноября 2013 года в Казахстане не менялась, несмотря на разного рода потрясения мировых и региональных рынков. Если сравнивать оптовые цены на российский и казахстанский бензин, то разница на начало августа составила порядка 100 долларов за тонну импортного топлива. Это объясняет нежелание частников завозить бензин уже после открытия границ.

Учитывая, что трейдеры, в том числе представители Казахстанской топливной ассоциации, в июне-июле и не подавали заявок на импорт бензина, их позиция, мягко говоря, выглядит странно. С одной стороны, они считают, что государство им обязано поставлять топливо.

С другой – представители ассоциации возмущаются: а почему мы должны покупать слишком дорогое топливо? Получается, что «КазМунайГаз», покупая топливо в России по невыгодным ценам, должен нести дополнительные затраты, реализуя ГСМ розничным сетям по ценам, которые были бы привлекательны для них?

Это примерно то же самое, как если бы вас попросили купить за границей ценную вещь и отказались платить ее стоимость по чеку, ссылаясь на грустное материальное положение. Вы бы стали иметь дела с такими людьми?

Но государство в лице «КазМунайГаза», взяв на себя обязательства по насыщению внутреннего рынка, исполнило их, закупая и поставляя импортные нефтепродукты на рынок, несмотря на возможный отрицательный экономический эффект. То есть национальная компания четко и целенаправленно решает стратегические задачи по стабилизации рынка, ставя интересы граждан государства выше своих.
Просмотров материала: 4 587

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 92 101 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 91 924 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 91 894 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 91 834 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 91 815 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 483 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 238 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 264 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 722 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 851 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 11 995 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 312 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 484 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 394 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 162 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 308 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 521 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 134 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 463 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 168 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 140 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 086 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 939 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 148 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 113 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 9 672 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 830 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 983 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 191 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 427 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 922 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 958 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 010 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 911 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 146 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 275 Просмотров





Опрос


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930