6 марта 2021 г.

Мы в соц сетях:



Онлайн-обучение: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

31 август 2020, 10:05
Пандемия коронавируса нанесла сильнейший удар по образованию. В связи с пандемией более 100 стран мира весной приняли решение закрыть все школы. Более 1,5 млрд детей были переведены на дистанционное обучение, но половина из них не имели дома компьютера или интернета. Как бы очнувшись от пандемии, во многих странах решили начать новый учебный год в традиционном формате – дистанционное обучение не заменит учебу в школе.

Трудности дистанционного обучения, или учеба на вершине горы

И сейчас образование в РК оказалось в сложнейшей ситуации. Учебный процесс в текущем году завершился не совсем в традиционном формате. Дистанционное обучение – это не прихоть Министерства образования и науки, а вынужденная мера.

Особенно тяжело пришлось школьникам из отдаленных аулов, где были перебои с интернетом, не говоря о нехватке гаджетов. Большие трудности испытали и учащиеся младших классов. Если старшеклассники выполняли только домашние занятия, то малышам приходилось писать и классную работу, и домашнюю.

За три года многочисленных «реформ» министра Ерлана Сагадиева уровень образования заметно упал, что отметили даже международные образовательные исследования PISA.

В рейтинге лучших стран для воспитания детей Казахстан занял последнее, 73-е, место. Об этом сообщила аналитическая служба Ranking.kz. С образованием тоже ситуация плачевная. В рейтинге лучших стран для образования Казахстан оказался на 70-м месте из 73, расположившись между Ливаном и Мьянмой. Странами с лучшей системой образования признаны США, Великобритания, Канада, Германия, Франция.

При составлении рейтинга учитывались три критерия: наличие хорошо развитой системы государственного образования, планы жителей страны получить высшее образование и уверенность в том, что страна обеспечивает высокое качество образования.

Всемирный банк также провел исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По его данным, если до пандемии школьники Центральной Азии отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода.

Это и неудивительно – в некоторых аулах перебои с интернетом или его нет совсем, сельские школьники и студенты «ловили» интернет на крыше или выходили в поля, забирались на близлежащую возвышенность, гору, где «ловит» интернет, чтобы отправить выполненные работы преподавателям.

Из некоторых аулов студенты из-за отсутствия интернета были вынуждены ездить в районные центры на дистанционные лекции, а родители школьников с выполненными домашними заданиями – куда-то в соседний аул, где есть интернет.

Оказалось, образовательные платформы не готовы к дистанционному образованию. У учителей уходило много времени на то, чтобы загрузить в «Күнделік» информацию по урокам, по домашним заданиям, выставлять оценки. Не говоря о том, что многие учителя (и школьники) испортили свое зрение, постоянно пользуясь смартфоном.

И есть опасение, что определенная часть школьников останется без образования, так как не сможет воспользоваться онлайн-образованием. Поскольку система образования и школьники и семьи попросту не были готовы к онлайн-обучению, чисто технически.

Если студенты высших учебных заведений и колледжей, применяя отдельные элементы работы в онлайн-режиме, имели определенный опыт в этом вопросе и были чуть лучше готовы к дистанционному обучению, то учащиеся школ столкнулись с подобной практикой впервые.

Весной нелегкий груз лег и на плечи родителей школьников, особенно младших классов, которым пришлось примерить на себя роль учителей и репетиторов – ведь учебные центры, как и школы, тоже были закрыты.

По мнению учителей, качество образования заметно упало, хотя они были довольны уровнем выполнения домашних заданий в 4-й четверти. Такой парадокс объясняется просто: ведь учитель не знает, сделал ли школьник задания сам, списал ли в интернете или ему помогали родители. В школе знания детей проверяются по устным ответам, письменным заданиям, и каждый школьник на виду учителей и одноклассников. При дистанционке всего этого нет, соответственно, нет объективной оценки знаний учащихся.

Чисто технически дистанционка занимает у педагогов много времени: надо работать с каждым учеником по отдельности – получать от него задания, писать или отправлять устные замечания, при этом не зная, понял школьник урок или нет. По мнению опытного педагога, за стандартное время в дистанционке школьники выполняли лишь 30% работ по математике от работ в школьных условиях.

К тому же проявилась «национальная» черта – проблема с дисциплиной. Оказалось, во время оразы некоторые родители или дети позволяли себе сдавать домашние задания или звонить поздно ночью; кто-то мог прислать их до обеда, а кто-то вечером. Недаром в школе ставили оценки за поведение и дисциплину – без навыков ответственного и самостоятельного обучения учеба дается с трудом. А дома детям можно побыть в расслабленном состоянии, когда нет контроля со стороны взрослых.

Весеннее дистанционное обучение выявило, что многие школы не укомплектованы компьютерами и многим другим, в отдельных селах – перебои или даже отсутствие интернета, что является недоработками Министерства цифрового развития. Оказалось, школьникам не хватает 700 тысяч компьютеров, и многие дети рискуют остаться без базового образования.

Кто будет заниматься офлайн

Глава МОН на июльском заседании правительства отметил, что в первой четверти нового учебного года в школах будут работать лишь дежурные классы на основании заявлений родителей учащихся начальных классов (1-4 классы) при соблюдении строгих санитарных требований, а обучение остальных школьников будет в формате дистанционного обучения.

Исключение сделали для малокомплектных школ в отдаленных населенных пунктах, где будут заниматься офлайн при соблюдении санитарных норм. По 10-15 человек в классах, с разным временем перемен, с одним учителем в одном классе, часть занятий в дистанционном режиме, без школьного питания. Дали право выбора родителям, а не МОН.

«То есть в одном кабинете с одним учителем будут учиться дети дежурных классов. Заявления в дежурные классы будут приниматься в электронной форме через все доступные средства связи. Так, по предварительным прогнозам в дистанционном формате с использованием интернет-платформы и телевидения будут обучаться 2,6 млн школьников, в дежурных классах – 530 тысяч детей, в штатном режиме более 157 тысяч учащихся», – отметил министр Асхат Аймагамбетов.

Оказалось, что не все имеющиеся старые компьютеры подойдут для детей, и МОН закупило около 50 000 новых компьютеров, дальше будут покупать акиматы – даны такие поручения правительством.

Образовательные сайты будут бесплатными, мобильные операторы, возможно, будут снижать свои тарифы школьникам и учителям. Телеуроки подготовлены профильным ведомством, будут усовершенствовать интернет-платформы с учетом требований родителей, сурдоперевода, обеспечения контента и т.д.

Учителя поработали по этим компетенциям, по информационным технологиям, IT-платформам, интернет системам. Были открыты обучающие курсы для учителей, повышения компетенции в дистанционном режиме, повышению профессионального уровня.

МОН после первой четверти в зависимости от снижения заболеваемости будет готовить к поэтапному переходу в первый период к традиционному формату 1-5 классы. Во второй период – 6-11 классы при благополучном эпидемиологическом состоянии.

Другая часть программы МОН касалась методологии обучения, методов оценивания в новых условиях, как вообще преподавать, потому что преподавание в дистанционном режиме значительно отличается от традиционной классно-урочной системы.

В вузах, колледжах – тоже дистанционное обучение. Традиционное обучение – по индивидуальному графику, например, при организации практических занятий на первом и выпускном курсах, прохождении практики, в отдаленных населенных пунктах.

Конечно, правительство должно решить вопрос о снижении тарифов интернет связи для школьников, студентов, учителей или даже сделать его бесплатным, а также помочь в обеспечении малоимущих, многодетных семей компьютерами.

Весной первоклассникам повезло, что карантин начался в то время, когда они уже научились читать и писать. А теперь в новом учебном году часть первоклассников будут заниматься дистанционно, а это очень сложно – многие из них не умеют ни писать, ни читать. В условиях дистанционного обучения трудно будет и учителям нулевого и первого классов, например, какая будет методика обучения грамматике и математике по телефону.

Наиболее уязвимые сейчас – дети начального звена, первоклассники. Поэтому по желанию родителей, по их письменному заявлению, с соблюдением санитарных норм (в группах по 10-15 человек), МОН готово дать возможность для их обучения.

Необходим поэтапный переход на офлайн

Вообще-то как дополнительное обучение дистанционка давно используется за рубежом, особенно, в вузах при определенных условиях. Это вроде советского заочного образования без посещения учебного заведения. Дистанционное обучение позволяет многим получить образование, находясь далеко от вуза. У нас тоже иногда используется, например, в Назарбаев интеллектуальных школах, если школьники находятся за рубежом или по каким-то причинам не могут посещать занятия, находясь в Казахстане.

С этой точки зрения есть большой положительный результат от дистанционного обучения как для школьников, студентов, так и для преподавателей, которые заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами.

Но как постоянная всеобщая основа обучения дистанционка приведет к значительному снижению уровня образования. По этой причине в РК необходимо по мере возможности возвращаться к традиционному формату обучения.

Конечно, в вузах ситуация с дистанционным обучением лучше, чем в школах, поэтому там переход к традиционному формату можно ввести попозже.

Ученики – не автоматы, не механизмы, которые можно дистанционно наполнить знаниями, как картриджи заправляют краской. С древнейших времен сформировалась основа получения знаний, которая передается понятиями «Учитель и его ученики», «чья-то школа» (школа Пифагора, Сократа и т.д.) и др.

Ученики – это человеческие существа, которым для эффективного усвоения знаний нужно общение с учителем, с товарищами по учебе, перенятие жизненного опыта совместного обучения, а не технологии. Через экран смартфона, компьютера знания могут быть переданы лишь частично. Не говоря о лабораторных работах, например, по химии или физике, о спортивных секциях и т.д. К тому же никто не отменял воспитание детей в школе.

Во время дистанционного обучения видеозвонки, WhatsApp, IT-платформы, интернет системы, Facebook и аналогичные инструменты превращаются для запертых в домах людей в единственную форму поддержания отношений.

В газете New York Times недавно была опубликована серия статей, в которой говорится, что в богатых семьях США использование приложений этого типа уменьшается, а в семьях среднего класса и бедных – увеличивается. Элиты Кремниевой долины посылают своих детей в колледжи, где ставка делается на отношения между людьми, а не на технологии! Тогда какое будущее можно себе представить?

Одно, в котором у детей богатых будут хорошие учителя и очное высококачественное образование, где приоритет отдается человеческим отношениям, в то время как детей из менее имущих классов ожидает стандартизированное образование через телематические и виртуальные каналы.

К тому же за постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма тотального одиночества. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут и отравить.

В большинстве стран мира предпочли обычную школу. Даже Россия, где эпидемиологическая ситуация относительно сравнима с нашей, решила с 1 сентября переходить к традиционному формату.

Разными остаются механизмы локализации вспышек. В Израиле, если положительный тест на коронавирус получит школьник или учитель, на 2-недельный карантин уйдет вся школа. В Германии карантин будет обязательным только для близких контактов инфицированного, учебное заведение продолжит работать.

Нет единого стандарта и для санитарных требований. Одни настаивают на уменьшении количества учащихся в классе (и, соответственно, в найме большего количества преподавателей), другие на установке защитных барьеров и обязательном использовании средств индивидуальной защиты, вплоть до обязательного ношения масок и установки рукомойников в каждой учебной комнате. И те, и другие меры требуют немалых денег.

Да, в отдельных странах случались повторные вспышки заболевания. Например, многие немецкие школьники вернулись к учебе в начале августа, и с тех пор в 41 из 825 берлинских школ зафиксированы случаи заболевания. При этом заразились дети всех возрастных категорий – от начальной школы до выпускных классов.

Сотни учащихся и учителей отправлены в карантин. О новых вспышках заражения, связанных с открытием школ, сообщают также власти ряда штатов США и министерство образования Израиля. Но при этом «здоровые» школы не закрывались.

Уже в первой четверти надо готовиться к переходу к офлайн-обучению. Даже во время первой четверти можно переходить к школьному обучению в районах, областях, где установится благоприятная эпидемиологическая ситуация. На первых порах можно совмещать традиционное обучение с дистанционным.

Однако уже сейчас некоторые родители жалуются, что в школах не открывают дежурные группы для младших классов, в социальных сетях прошел флешмоб с обращением к санитарным врачам разрешить офлайн-обучение и для учащихся других классов.

Необходимо усиление медицинского осмотра школьников и педагогов, ответственности учителей, родителей и школьников. Как известно, к распространению эпидемии в Казахстане не были готовы наши медики, поликлиники и больницы, эпидемиологические службы, аптечная сеть. Есть надежда, что эти службы будут готовы к осени и не допустят повторения летней вспышки заболевания.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz



Просмотров материала: 1 259

Поделиться материалом


18:01 Республиканские командно-штабные учения «Көктем - 2021»... 266 Просмотров

17:59 COVID-19: І-кезең бойынша қазақстандықтарға 28 мыңнан аса... 254 Просмотров

17:54 Әкімнің қызметтен кетуі Жаңатастағы оқиғаға еш қатысы жоқ... 247 Просмотров

17:45 Болельщиков могут пустить на матч сборной Казахстана с... 236 Просмотров

17:40 Санитарлық дәрігердің қаулысы. Мектеп оқушылары қалай оқиды... 251 Просмотров

17:29 Трассы закрыли из-за непогоды в двух регионах Казахстана... 236 Просмотров

17:25 Банк атынан хабарласатын алаяқтарға қалай жауап беру керек?... 277 Просмотров

17:21 До 29 марта продлили карантин в Шымкенте... 233 Просмотров

17:10 Қарағанды облысында жол апатынан үш адам қаза тапты... 266 Просмотров

17:08 Штормовое предупреждение объявили в шести областях... 236 Просмотров

16:56 Екі қызды зорлағаны үшін сотталған маньяк үйленбекші(ВИДЕО)... 459 Просмотров

16:52 Более 28 тысяч человек получили прививки от коронавируса в... 253 Просмотров

16:42 Ashyq қосымшасы Алматыда қай мекемелерде қолданылады... 271 Просмотров

16:40 Как будут учиться школьники с 1 марта... 194 Просмотров

16:30 Руслан Бекетаев назначен министром по экономике и... 149 Просмотров

16:26 Руслан Бекетаев жаңа қызметке тағайындалды... 129 Просмотров

16:15 Беременной астанчанке отказали в госпитализации: больницу... 143 Просмотров

16:11 Қыздар футболды ақша үшін ойнамайды... 205 Просмотров

16:05 Санврачи обратились к казахстанцам в преддверии праздников... 115 Просмотров

15:43 Санитарлық дәрігерлер қазақстандықтарға ескерту жасады... 253 Просмотров

15:33 Ущерб в 51 млн тенге нанес государству чиновник в... 153 Просмотров

15:29 Алматы перзентханасында жас босанған әйелдің өлімі бойынша... 154 Просмотров

15:21 BadComedian поучаствовал в дискуссии IVI в Clubhouse и... 230 Просмотров

15:12 Золото на 122 млн тенге украли на руднике "Казахалтын"... 165 Просмотров

15:10 Қызылорда облысында дәрігерлер жалған ПТР-анықтама сатқан... 153 Просмотров

14:51 Блогеру грозит штраф за массовые поиски на пляже в Актау... 170 Просмотров

14:49 Алматыдағы трамплин құрылысымен айналысқандар 11 жылдан... 160 Просмотров

14:40 Акима освободили от должности после трагедии в Жанатасе... 153 Просмотров

14:35 Жаңатастағы бес баланың өлімі. Аудан әкімі қызметінен... 160 Просмотров

14:25 Бухгалтер школы в ЗКО присвоил более 22 миллионов тенге... 137 Просмотров

14:21 Өскеменде медбике құрамында есірткі бар дәрі берумен... 166 Просмотров

14:19 Антикор: Екі айдың ішінде 120 адам сотталды... 169 Просмотров

14:05 Турфирма обманула несколько десятков человек в Атырау... 134 Просмотров

13:02 В ЗКО дорожников оштрафовали на 2 миллиона тенге... 151 Просмотров

13:00 Сатушы қыз тапанша ұстаған қарақшыға тойтарыс берді... 170 Просмотров

12:53 Госкомиссия одобрила срочный пакет мер по поддержке... 158 Просмотров

12:45 Қазақстанда тағы бір мереке пайда болады... 193 Просмотров

12:42 Курс доллара составил 419 тенге на KASE... 160 Просмотров

12:34 Акиматы в соцсетях: Туркестан удержал лидерскую позицию... 326 Просмотров

12:31 Зейнеткер: 45 жыл жиғаныма пәтер алам дегенде – алдап соқты... 182 Просмотров





Опрос


«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031