13 июля 2020 г.

Дежурный по стране

 Ұлықбек Есдәулет: Әр қазақ – Қазақстан қазынасы!
Әр қазақ – Қазақстан қазынасы!...
Ұлықбек Есдәулет, Қазақстан Жазушылар Одағының төрағасы

Мы в соц сетях:



Надо меньше колотить понты – акимы это должны понимать

На Медиакурултае, состоявшемся в прошлый четверг, говорили о состоянии медиарынка в период транзита. Отмечали, что власти , к счастью, слегка отпускают вожжи, есть либеральные решения, стали прозрачнее, доступнее, пооткрывали аккаунты в социальных сетях, где любой может написать напрямую. Руководитель проекта «Рейтинги: Акимы в соцсетях» Серик Мамбетов даже составил рейтинги открытости акимов в соцсетях.


- Серик, скажите - почему рейтинги? Это, как меня кажется, такое неблагодарное дело.

- Вы хотите сказать, что в стране (везде) развелось столько рейтингов, непонятно на чем основанных и вряд ли вызывающих доверие?

- По крайней мере, так все говорят, читатели, пользователи соцсетей…

- Ну, если о рейтингах говорят, не важно - вызывают доверие или нет, значит, они (рейтинги) каким-то образом цепляют аудиторию. И я уверен, что это именно так.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что большая доля населения (не только казахстанского) так или иначе, кто-то внимательно, кто-вскользь, кто-то профессионально, кто-то для информации, следит за спортивными соревнованиями. Будь то футбол, хоккей, теннис и прочие.

Следят за тем, кто или какая команда на каком месте находится. Турнирные таблицы - это ведь и есть те же самые рейтинги. Другой вопрос – какие критерии.

- Ну, в спорте победы, голы, очки и т.д. Я, как спортсменка, понимаю.

- Безусловно. Но в том же спорте есть еще куча других рейтингов. Возьмем тот же футбол, и поглубже покопатся можно обнаружить интересные цифры. К примеру, кто больше владел мячом, какой из полузащитников пробежал больше всех, а какой вратарь совершил больше всего сейвов. И много чего еще.



- Хорошо, это в футболе. А у вас – акимы, как их оценивать?

- Да, у нас акимы, и поле нашей (или акимовской) деятельности, т.е. мониторинга – это социальные сети. И это довольно узкий продукт.

В самом начале запуска проекта мы пытались объять необъятное (мы мониторили весь интернет), хотя, при нынешних технических и технологических возможностях, это совсем не проблема. Проблема заключалась в том, что данные мониторинга могли исказить всю аналитику.

- Почему?

- Мы же понимаем, что большинство СМИ имеет госзаказы, и это может стать ключевым фактором – они ведь плохое не будут писать про заказчика. И мы могли видеть кучу неоправданного позитива. Причем, за деньги. Джинсу, короче.

- И что вы сделали?

- Мы перестали их мониторить. Более того, мы перестали мониторить их странички в соцсетях, странички акиматов, акимов, управлений, всех бюджетных предприятий и организаций, которые так или иначе могли попасть под «влияние» главы региона.

- ?!

- Ну, гипотетически – может же дать команду писать про него любимого исключительно позитив?

- И скорее не гипотетически, а в реале. Ну, раз уж он платит этим СМИ, зарплату бюджетникам, а подчиненных просто заставить можно лайкать и комментить…

- Вот, Полина, ты сама продолжаешь мою мысль… Мы поняли, что если в мониторинге оставим лишь группы и только пользователей, то общая картина будет близка к реальной.

- А так называемые нурботы, фейки? О них ведь также много говорят?

- А как же без них (смеется). Интернет, соцсети никак не могут быть без них.

- А нейтрализовать как-то нельзя их? В глаза порой сильно бросаются.

- Мы не владеем технологиями как многие интернет-гиганты, но все же пытаемся отследить их и также удалять из мониторинга. Не всегда получается, но в большинстве случаев мы их видим, идентифицируем и оставляем не у дел. Но на место одного бота приходят другие, так что работы у нас хватает.

И это на совести тех, кто пытается таким образом улучшить свой имидж. Но мы ведь понимаем, что еще более ухудшает их позиции в глазах аудитории. А аудитория сейчас не такая как раньше – она уже различает, где мухи, а где котлеты.

- Еще один момент – позитивные месседжи об акимах можно ведь разместить платно в больших пабликах?

- Можно и, считаю, даже нужно. И не обязательно хвалебные оды, а обычную информацию, нужную гражданам. И это нормально. Но опять же некоторые злоупотребляют этим, и в большей степени для каких-то непонятных отчетов.

Другой разговор, если возмездно разместили в больших группах информацию, скажем, об АСП, об очередях в детсады или же другую полезную информацию. Но нередко мы видим посты о том, что тот или иной аким съездил туда, перерезал где-то ленточку, подарил квартиру.

- И тем самым получает большую аудиторию и попадает на высокие места в вашем рейтинге?

- Да, но он еще рискует получить не менее большую аудиторию по негативу – ведь под этим постом пользователи могут накидать кучу негативных отзывов. Тут вопрос - как подан тот или иной информационный повод, насколько профессионально написан (или снят, если это видео).

- С этим разобрались. По каким критериям вы оцениваете акимов?

- Во-первых, мы никак не оцениваем – мы мониторим, по 7-и показателям выводим цифры, смотрим, за счет каких инфоповодов сформировались эти цифры, даем баллы, вернее штрафные очки и выводим собственно рейтинг.

- Какие семь показателей?

- Первый – это число упоминаний акима в социальных сетях.

Второй и третий показатели – это аудитория позитивных и негативных упоминаний.

Четвертый – аудитория поста (сообщения).

Пятый, один из важных показателей – это вовлеченность аудитории - лайки, комментарии, перепосты. Понятно ведь, что не интересные посты и скучные инфоповоды вряд ли удостоятся внимания аудитории.

Шестой показатель – процент вовлеченности от аудитории поста. Это тоже не менее важный показатель – это говорит о востребованности того или иного автора поста или комментария. Условно – если пишет уважаемый блогер или просто пользователь, у него будет высокий процент вовлеченности его аудитории.

И седьмой показатель – это процент вовлеченных пользователей от численности населения того или иного региона (области). Мы же понимаем, что, скажем, население Туркестанской области значительно больше населения, к примеру, Северо-Казахстанской. И если не сравнивать соотношение в процентах, то южане всегда будут впереди северян. А это несправедливо.



- А что насчет штрафных очков?

- Полина, ты спортсменка, и ты, наверняка, понимаешь, что практически в любом виде спорта чем меньше штрафных баллов, тем выше место.

- Так и есть…

- И мы решили использовать именно такой подход. Каждое занятое место по каждому показателю и есть соответствующее количество очков, и, суммируя их, мы получаем итог. Чем меньше баллов, штрафных – тем выше место. Это довольно простой подход и вполне понятный большинству населения, пользователям.

- Вернусь к тому, что говорят. А некоторые говорят, что всё это заказуха!

- Насчет заказухи – вполне можно их понять. Потому что зачастую то, что делается в реалиях, не совсем сходится с тем, что на бумаге. И это практически во всех регионах, практически во всех районах.

Но когда говорят, что наш рейтинг – заказуха, я просто улыбаюсь. Так говорят люди, которые не понимают что это за рейтинг, которые не следили за всеми нашими обзорами (а их 45 в этом году). Буквально на днях я беседовал с одним из пользователей – человек (а может и чей-то фейк) вообще не в курсе – пришлось разжевывать по кусочкам.

Кроме того, мы не даем никаких оценок акимам – мы считаем цифры, которые получили в процессе мониторинга. Мы пишем обзоры, в которых показываем и рассказываем, откуда взялись эти цифры.

А что касается «зачем нам такой рейтинг» - да, зачем этим людям вообще рейтинг? Рейтинг не обязательно предназначен для экономистов, акимов, политиков, предпринимателей – он не помешает обычным пользователям соцсетей - думающей части пользователей, а не для тех, кто ежедневно занят, пардон, обсиранием всех и всего.

Другой вопрос, насколько наша методика верна, корректна и т.д. В любом мониторинге есть свои погрешности, ошибки и прочие вещи. Но я уверен, что в нашем случае эти незначительные просчеты не имеют большого значения.

Сейчас мы готовим новую методику по рейтингу – и акцент пытаемся сделать на реальную работу акимов, на реальную грамотную работу страничек акиматов, через которую должны быть выстроены коммуникации с населением, с пользователями. И здесь есть вопросы – особенно, к технарям, как реализовать наши думки.

- Новая методика может изменить расклад в вашем рейтинге?

- Вполне возможно. Всё будет зависеть, как будут работать акимы и их коммуникационные команды.

- То есть, снова всё отдать на откуп акиматовским ботам?

- Не совсем так, вернее, совсем не так. Мы же не можем сказать, что акимы совсем уж не работают. Так ведь? Но еще надо суметь показать ту работу, которую худо-бедно сделали.

Да, нерешенных проблем много. Любой город, аул – это живой организм, в которых ежедневно, круглосуточно нужно что-то решать, и если не показывать свою работу, конечно же, население будет отзываться в негативном ключе.

Другой вопрос как показывать, как освещать, на чем акцентировать? Вот этому нужно учиться. Если аким будет решать большую часть проблем вверенной ему территории, будет грамотно расставлять приоритеты, жители это обязательно оценят, и это обязательно мы увидим в социальных сетях.

- Так вы сами говорите, что соцсети пестрят как акимы ездят по аулам, открывают школы, убирают мусор, ругают подчиненных? Как и чему еще им работать и чему учиться?

- Просто сообщать о том, что сделал аким – это один вопрос. Другое дело, если он, к примеру, вовремя убрал сосульки, вовремя решил вопрос с углем, вовремя подготовил технику к уборке снега.

Это, в первую очередь, характеризует акима как грамотного менеджера. Согласись?! А то, что он бороздит просторы области и позирует перед камерами прессы, работающей по госзаказу – это понты. Впрочем, и понты можно колотить грамотно.

Учиться правильно и грамотно руководить, учиться правильно, грамотно, технологично подавать информацию о своей работе. Кстати, когда акимам говоришь о грамотном медиапланировании, у них зрачки расширяются до размеров вселенной. Справедливости ради, скажу, что не у всех.

- А учиться-то где?

- Да где угодно. Первым делом – жизнь учит. А еще мудрый гугл вам в помощь, пусть заходят в Википедию, читают советы и консультации Фэйсбука и Ютуба. Если не понимают – то обращайтесь, научим.

- Вы учите?

- Да, мы учим. Мы учим их быть ближе к населению, быстро и качественно решать те проблемы, которые озвучивают жители области или района. Глава государства понимает необходимость максимально правильного и грамотного использования социальных сетей в своей работе. И это понимание должно снизойти и до акимов – областных, районных, аульных. Ну, ведь любому нормальному человеку должно быть понятно, что технологии давно нужно использовать. И главное – чтобы во благо.

Повторюсь: если такая работа будет поставлена на конвейер, жители, пользователи будут довольны. И обязательно об этом напишут в соцсетях.

- Кстати, насчет поручения Президента всем акимам, чиновникам активизироваться в социальных сетях. Если они будут денно и нощно сидеть в соцсетях, то работать-то когда?

- Я считаю, что акимам не надо вообще сидеть там – для этого должна быть создана соответствующая служба, которая мониторит, анализирует, быстро решает небольшие проблемы, докладывает выше о более серьезных.

А серьезные проблемы, требующие времени и ресурсов, должны быть уже на карандаше акимов, и у него должно быть видение как и когда их решать, и об этом население должно знать. Опять же через СМИ, через социальные сети.

Ну, а если аким очень уж хочет светиться в соцсетях, то не вижу никаких проблем. Акимы тоже люди, со своими слабостями, хобби, интересами. Пусть пишут о рыбалке, об авто, о собственном огороде, а не о том, когда и куда съездил и какие вопросы решал.

Личный аккаунт акима – это личный аккаунт обычного гражданина. И там он не обязан рекламировать или пиарить деятельность местных властей и самого себя. Должна быть отлажена система коммуникаций с населением. Это как раз и есть то самое «слышащее государство», о чем говорят наверху.

- Вернемся к вашему рейтингу. Вы еще рейтинговали районных акимов?

- Не совсем так - мы рейтинговали странички районных акиматов. Это то, о чем я говорил выше. Должны работать официальные странички, а не отдельные аккаунты отдельных чиновников, в том числе, акимов районов.

Районный акимат - это то место, где решается большое количество проблем местного населения. И официальной площадкой, где будут размещаться нужная, полезная информация от акимата, а также будут обсуждаться насущные проблемы района, должна быть официальная страничка конкретного районного акимата.

А насколько эта страничка будет профессиональной, открытой, мобильной, зависит от акима района. В противном случае, население уйдет решать вопросы по группам в соцсетях, будет звонить по телеканалам и т.д. Что в общем-то и происходит. Поэтому акимам нужно брать инициативу в свои руки, если, конечно, хотят позитива в свой адрес и, возможно, расти выше.

- Хочу задать денежный вопрос. А рейтинги у вас платные? Или сколько стоит участие в рейтинге?

- Возможно, где-то подобное практикуется, но, ни за участие, ни за высокие позиции мы денег не берем. Как мне кажется, последнее должно караться через УК РК. Как можно тасовать цифры?

- Зачем вам лично или вашему ресурсу тогда такой рейтинг? Это снова вопросы в соцсетях…

- То же самое можно спросить у руководителя молочного комбината: Вы, мол, зачем производите кефир 2,5-процентной жирности, а не 3-процентный. Это наш продукт, мы уверены, что это интересно населению, дает просмотры на сайте, что, в конечном счете, может дать возможность привлечь рекламодателей.

Да и вообще, я житель аула, мне лично очень хотелось бы, чтобы акимы разного уровня лучше коммуницировали с населением, быстро и много решало проблемы, особенно, аулов.

- Вы тут недавно хвалили акима области за асфальт в вашем ауле…

- Это был шуточный пост, что-то вроде «На его спине солнце видим» (смеется). Да, может быть, и дошли мои посты до акима области, а может быть и план свой был у аульного, но так или иначе асфальт теперь есть. И еще: мы давно хотим футбольную площадку.

Население, пользователи говорят и должны говорить о проблемах, о властях, и именно в соцсетях. Мы должны держать в тонусе акимов. Приведу пример. Летом мы начали мониторинг страничек районных акиматов (а их по моему 163 по всей стране). Так вот, к началу мониторинга было не более 50 активно работающих страничек. А к ноябрю мы уже монитории около 115 страничек. Факт налицо – наверняка, это мы подвигли акимов районов работать в соцсетях. А вы говорите: Зачем?

- С чем и поздравляю. Успехов вам и вашим проектам. Спасибо за интервью.

Записала Полина Шиманская
Просмотров материала: 3 512

Поделиться материалом


18:04 Тоғжанов: Маска бағасы 118 теңгеден 85 теңгеге дейін... 45 Просмотров

17:52 Принят ряд решений по стабилизации... 91 Просмотров

17:48 Иммунолог COVID-19 жұқтыру қаупі төмен адамдарды атады... 51 Просмотров

17:42 Военный медик Нацгвардии умер от двусторонней пневмонии... 80 Просмотров

17:33 COVID-19. Құрбан болған бейбіт күннің батырлары... 50 Просмотров

17:21 Более 160 медиков направлены в Атыраускую и Мангистаускую... 61 Просмотров

17:16 Атырау мен Маңғыстаудағы эпиджағдайды тұрақтандыру үшін... 60 Просмотров

17:10 О реабилитации после коронавирусной пневмонии рассказала... 66 Просмотров

16:49 Пациентам с легкой формой КВИ не нужно сдавать ПЦР-тесты... 64 Просмотров

16:45 Дәрігер реабилитация кезінде қымыз, шұбат ішуге кеңес берді... 72 Просмотров

16:40 Игру со статистикой нужно прекращать - Врач о ситуации с... 77 Просмотров

16:30 Әкімдік жұрттың наразылығын тудырған видеоға түсініктеме... 87 Просмотров

16:27 ООН выразила соболезнования казахстанцам... 72 Просмотров

16:17 Пульмонолог коронавирус жұқтырғандарды емдеу хаттамасы неге... 82 Просмотров

16:16 Почему протокол лечения коронавируса в Казахстане постоянно... 77 Просмотров

16:05 Врач рассказала, почему у больных коронавирусом появляется... 136 Просмотров

16:02 Дәрігер: Коронавирустың негізгі нысанасы – өкпе... 83 Просмотров

15:54 Российские инфекционисты прибыли в Атырау для борьбы с... 65 Просмотров

15:46 «Ақымдап қазуға үлгермейміз». Алматыдағы көр қазушылар... 89 Просмотров

15:35 День траура: Казахстанцев возмутил флешмоб врачей в Шымкенте... 110 Просмотров

15:33 Дәріханаларда баға көтерілген жоқ - Алматы әкімдігі... 84 Просмотров

15:21 Треть заболевших коронавирусом в СКО – медработники... 82 Просмотров

15:20 Атырауға 6 ресейлік маман келді... 83 Просмотров

15:03 20 жылдық өтілі бар сотталған дәрігер колониядағыларға... 95 Просмотров

14:47 Аягөздегі балалар орталығында балалар мен қызметкерлер... 93 Просмотров

14:30 Өлім статистикасын дұрыс жүргізбесе, Қазақстанға санкциялар... 493 Просмотров

14:18 Індеттен қаза болған отандастарымызды еске алып, тағзым... 92 Просмотров

14:06 Стационарлардың қажеттілігін өтейтін арнайы штаб құрылды... 99 Просмотров

13:43 Казахстанцы почтили память жертв коронавируса... 103 Просмотров

13:32 К.Токаев выразил соболезнования близким умерших от... 111 Просмотров

13:10 От коронавируса скончалась журналист Мира Мустафина... 113 Просмотров

13:05 Нығматулин мен Әшімбаев коронавирус індетінен құрбан... 115 Просмотров

13:02 Спикеры Парламента почтили память жертв пандемии... 107 Просмотров

12:50 Что известно о посмертно награжденном Козбагарове Калихане... 143 Просмотров

12:48 Признание вины, это первый шаг хоть к каким-то изменениям,... 142 Просмотров

12:42 Ұлықбек Есдәулет: Әр қазақ – Қазақстан қазынасы!... 132 Просмотров

12:37 Что известно о посмертно награжденном враче из Кокшетау... 183 Просмотров

12:30 Дәрігерлеріміз соғыста санитарлар басынан кешіргендей... 108 Просмотров

12:15 Тәуелсіздік жылдарындағы қайғылы оқиғалар – 9 рет аза тұту... 116 Просмотров

12:12 К.Токаев почтил память жертв коронавируса... 105 Просмотров





Опрос


«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031