2 июня 2020 г.

Мы в соц сетях:



От каких «реформ» Сагадиева нужно избавляться

01 апрель 2019, 16:39
На данное время программа Министерства образования и науки, по которой в 10 и 11 классах с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке, еще не отменена. Не пересмотрены условия сдачи и формат ЕНТ, его «автономность» от школьной программы и другие нововведения прежнего руководства МОН.


Программа трехъязычия Сагадиева отменяется?!

Правда, легкий, невесомый повод для оптимизма дают заявления министра образования Куляш Шамшидиновой. В частности, по поводу трехъязычия она заявила: «Согласно требованиям времени, наши дети должны, в первую очередь, знать свой родной язык – казахский. Мы можем развивать казахский язык только в Казахстане.

Во-вторых, для интеграции, чтобы работать с нашими соседними государствами, нужно знать русский и английский языки. Конечно, общественность бурно обсуждает вопрос о том, нужно ли обучать на английском языке. Сейчас министерство рассматривает возможность постепенного перехода, подготовки кадров… Вопрос о преподавании на английском языке должен быть постепенным».

Если следовать логике этого заявления, то преподавания четырех предметов на английском языке в большинстве школ с сентября 2019 года не будет, т.е. это волюнтаристское решение Ерлана Сагадиева отменяется.

Ведь декларируемый переход на преподавание на английском языке в 2019 году превратился в откровенную профанацию из-за отсутствия педагогов, на должном уровне владеющих английским языком. Обучить учителей за 3 месяца вести школьный предмет на английском языке – это чистой воды волюнтаризм.

И, конечно, не в школе надо переучивать учителей, а целенаправленно готовить специалистов в педагогических вузах. Хорошо, если этому научатся в вузе за 4-5 лет учебы – знать и вести такие предметы, как физика, химия, биология, на английском крайне сложно и не по силам всякому выпускнику. Ведь не каждый студент имел отличную школьную подготовку по английскому языку, закончил спецшколу, НИШ, БИЛ (КТЛ), РФМШ и т.д.

Необходимо растянуть программу внедрения трехъязычия на 10-20 лет, при этом не во всех школах страны, а лишь в подготовленных и специализированных. Не надо превращать трехъязычие в самоцель: если в каких-то районах, селах, городах будут проблемы с трехъязычием, то его надо заменить трехъязычным образованием (углубленное изучение английского языка без обучения четырех предметов на английском). Надо исходить из реальных возможностей – невозможно за 5-7 лет подготовить таких учителей для всех школ республики, к тому же не все дети способны учиться на трех языках.

Можно по мере готовности школ, компетенции преподавателей, подготовки школьников повсеместно ввести разноуровневую систему по английскому языку и трехъязычию. Лишь из подготовленных школ в городах, районных центрах и селах открывать спецшколы с изучением основных предметов на трех языках.

Шамшидинова первым делом в министерском кресле отправила на доработку несколько учебников начальных классов, заявив, что в школьных учебниках есть определенные недостатки. В этом плане новый министр выгодно отличается от предыдущего руководителя ведомства, который затеял судебные тяжбы с блогерами и журналистами за их критику (!) школьных учебников, не говоря о «научных» судах.

Многие журналисты, общественники, педагоги давно указывали на крайне низкое качество учебников, которые просто так переписывались чуть ли не каждый год. Однако коррумпированная команда бывшего министра полностью игнорировала эту проблему. В итоге создалась абсурдная ситуация – никто не отвечал за качество учебников: ни МОН, ни РНПЦ «Учебник», ни авторы, ни издательства.

Опыт НИШ нельзя распространять на все школы

Куляш Шамшидинова – это практикующий педагог, знающая сферу образования изнутри. Когда в Алматы открывали НИШ, председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» сама ходила в обычные школы, чтобы рассказать о новом учебном заведении, об условиях поступления.

Она выступала перед родителями, легко переходя с русского языка на казахский, терпеливо отвечая на все вопросы; компетентна, демократична. Опыт НИШ показал, что можно делать в стране средние учебные заведения не хуже некоторых аналогов за рубежом.

Несмотря на небольшой срок, эти заведения показали свою жизнеспособность, и их выпускники имеют успех при поступлении в вузы. Например, Казахстанско-Британский технический университет зачисляет поступивших абитуриентов из НИШ сразу на 2 курс. Это признание высокого уровня НИШ.

Вслед за КБТУ такое решение могут принять и другие вузы – имеются отдельные предварительные соглашения. Немалое количество выпускников НИШ учится в престижных вузах страны, например в Назарбаев Университете, и за рубежом.

Конечно, идея распространения опыта НИШ на все общеобразовательные школы появилась до того, как Ерлан Сагадиев стал министром, но именно при нем она стала внедряться без подготовки и анализа. За основу программы обновленного содержания образования была взята модель Назарбаев интеллектуальных школ: 12-летка, трехъязычное обучение, новые программы, учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания, развитие лидерских качеств, работать в команде и т.д.

Это обычная эклектика. Опыт НИШ нельзя переносить в обычные школы – это разные системы образования, разные школьные программы, разные условия учебы. НИШ имеют интегрированную образовательную программу, в ее разработке принимали участие педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета. Учеба начинается в 8.15 и заканчивается в 17.30, с дополнительными занятиями, кружками, секциями, подготовками к олимпиадам и т.д.

НИШевцы обеспечиваются бесплатной школьной одеждой, бесплатным трехразовым питанием, учатся в новых просторных зданиях, имеется интернат для приезжих, некоторые предметы ведут два преподавателя. К тому же в эти школы поступают на основе большого конкурса лучшие ученики страны, работают лучшие учителя, в том числе из-за рубежа.

Основное отличие НИШ от обычных школ в том, что там выпускники не сдают Единое национальное тестирование (ЕНТ), а сдают экзамены, подготовленные Международным экзаменационным советом Университета Кембридж (МЭСК), приравненные к ЕНТ.

Другое отличие – полное отсутствие коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого. Если при сдаче ЕНТ большинство выпускников списывает, можно купить ответы, даже сертификат, то при поступлении в НИШ, при сдаче выпускных экзаменов, экзаменов МЭСК возможность списать – нулевая. Удивительно, что МОН до сих пор не переняло этот опыт НИШ при проведении ЕНТ; при желании можно искоренить позорное и коррумпированное списывание при сдаче ЕНТ – около 70% школьников списывают.

ЕНТ – основа коррупции и снижения знаний

Иными словами, идея распространения опыта НИШ на все общеобразовательные школы должна начинаться с ЕНТ. Коррумпированное и дающее поверхностные, обрывочные знания ЕНТ – это та самая преемственность, которую поддерживали министры образования и науки в последние годы.

Если Куляш Шамшидинова привнесет опыт НИШ в обычные школы в плане вытеснения или даже ликвидации ЕНТ, то новый министр сможет прервать эту порочную преемственность. Это будет восстановление нормальной системы образования, желательно с опорой не только на западные модели, но и советскую модель образования.

Будет огромная польза для образования, если хотя бы искоренить возможность списывания ответов при сдаче ЕНТ – меньше будет студентов с фиктивными знаниями и будущих фиктивных специалистов. Ведь практика списывания распространена и в вузах при сдаче тестов, курсовых, дипломных работ.

Например, в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова недавно отчислили студентов, принимавших активное участие в сборе средств, чтобы получить правильные ответы на тестовые задания. Ответы на вопросы в вузовских тестах, которые проводятся на компьютере, можно получить за определенную плату – для этого достаточно иметь один аккаунт для сдающего и его «учителя».

Для сравнения. В Назарбаев Университете невозможно списать и во время экзаменов при поступлении, и при сдаче тестов и экзаменов во время учебы: отсутствие коррупции – основа высоких знаний. У каждого студента НУ имеется своя идентификационная карта или ID-карта, с помощью которой сдается письменный тест или экзамен – никто не сможет со стороны помочь, а преподавателя уволят при первой же попытке как-то помочь студенту. В итоге у студентов даже не бывает мыслей о том, чтобы как-то списать или купить ответы, потому что это сделать невозможно.

А студенты, поступившие с помощью ЕНТ, поражают незнанием многих элементарных фактов и безграмотностью – ведь ЕНТ не проверяет его устную речь, умение излагать свои мысли, логически мыслить, а также его способность грамотно писать сочинение, эссе, исследование, заметку.

Например, в школе, по их словам, они лишь изучают биографию автора, но сами романы и повести они не читают. Видимо, так готовят к ЕНТ. Неумение логически мыслить, отсутствие критического мышления, незнание фактологии по многим предметам – вот портрет студента после ЕНТ. ЕНТ противоречит новой программе учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания и т.д.

Желая как бы изменить ситуацию с ЕНТ, МОН отменило его в школе как итоговые экзамены, но оставило как вступительные экзамены при поступлении в вуз, т.е. для большинства выпускников-абитуриентов. К тому же Ерлан Сагадиев официально заявил, что в школе не должны готовить школьников к ЕНТ: вроде тестирование не основано на школьной программе, оно «автономно», которое можно пройти без подготовки (?). Мол, изменился и формат заданий в ЕНТ, в которых оценивается функциональная грамотность, а не зубрежка фактов.

И образовательный раскол начался с тех пор, как предметы «Казахский язык» и «Русский язык» превратились в «Оқу сауаттылығы» и «Грамотность чтения» и вместо грамматики и языка классиков появились тексты «из жизни звезд» и социальных сетей (?) с соответствующей лексикой. Уже сейчас учителя поднимают проблему обучения языкам по новой методике, которая приведет школьников к неграмотности и низкой языковой культуре.

Помните, как бывший министр раскрыл «философию» тестов, когда раскритиковали за Баян Есентаеву и Нуртаса Адамбая в пробном тестировании: «Сейчас мы готовим вопросы. Там будут Димаш Кудайберген и Головкин. Это называется «критическое чтение»? В итоге появился низкий уровень нового формата ЕНТ с языком, культурой, интересами, «идеологией» бульварной прессы.

Дело в том, что под видом миграции ЕНТ в SAT в тесты вместо языка жырау, Абая, Ауэзова, Маргулана вводится язык желтой прессы и социальных сетей, вместо имен поэтов, писателей, ученых – имена телеведущих, сомнительных режиссеров, спортсменов, певцов и т.д.

Вместо текстов из научных трудов, произведений великих писателей, поэтов, известных публицистов, казахского эпоса, пословиц, поговорок – тексты «из жизни звезд» и социальных сетей. Это явная профанация целей и идей школьного тестирования!

Во всем мире выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в вуз на базе среднего образования, а «реформатор» Ерлан Сагадиев чудесным образом отменил взаимосвязь школьного образования с экзаменами в вуз и высшим образованием. В вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента, а также проводятся собеседования, устные экзамены, которые основаны на школьной программе.

Любые виды школьного тестирования, в том числе и ЕНТ, как и учебники, должны быть в рамках школьной программы и определенных научных принципов, как систематичность знаний, их преемственность и последовательность, в определенной логической системе, связь с практикой, межпредметные связи. Это азбучные истины образования, которые опровергли «реформы» Сагадиева.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz


Просмотров материала: 1 506

Поделиться материалом


22:34 Букмекерство: Идет передел рынка административными... 511 Просмотров

18:04 Сотрудник ЦОНа спас двух человек в Алматы... 193 Просмотров

18:00 Алматыда карантиндік шаралар сақталады - Бекшин... 178 Просмотров

17:53 До 5458 увеличилось число вылечившихся от COVID-19 в... 159 Просмотров

17:50 Қазақстанда коронавирустан жазылған науқастар саны 5458... 176 Просмотров

17:41 Карантинные меры в Алматы сохраняются - Ж.Бекшин... 217 Просмотров

17:38 Қазақстанда терезеге ергеншек орнату міндеттеледі... 161 Просмотров

17:31 На денежные поборы во время карантина пожаловались родители... 192 Просмотров

17:20 Пойыз жолаушылары бір вагоннан келесі вагонға өте алмайды... 168 Просмотров

17:12 13-летняя девочка выбросилась из окна 9 этажа в... 234 Просмотров

17:03 Полиция Алматы облысында аю шабуылдап мерт еткен адамға... 159 Просмотров

17:02 Мужчина получил ожоги во время пожара в Риддере... 205 Просмотров

16:45 Қазақстандықтарға шетелге билет сатып алуда асықпауға кеңес... 162 Просмотров

16:45 Перемещение по вагонам в поездах запретили в Казахстане... 148 Просмотров

16:33 Дельтаплан упал на трассу в Алматинской области:... 184 Просмотров

16:28 ШҚО тұрғыны монша жағамын деп қорасын өртеп жіберген... 113 Просмотров

16:21 В настоящее время не рекомендую покупать билеты на... 152 Просмотров

16:10 Сатуға болмайды. Полицей Армениядан келген көліктер туралы... 82 Просмотров

16:08 Куда казахстанцы могут обратиться с жалобой на санитарные... 90 Просмотров

15:56 Можно ли продавать авто с армянскими номерами в Казахстане... 139 Просмотров

15:53 Көліктегі бас санитарлық дәрігер: Блок-бекеттерді қайта... 81 Просмотров

15:41 Мужчина скончался в результате ДТП в Актау... 91 Просмотров

15:35 Алматыда жоғалған Әсел Панарғалиеваның денесі табылды... 84 Просмотров

15:28 В горах Алматы найдено тело пропавшей без вести девушки... 154 Просмотров

15:18 Алматы блокпостындағы жол апаты: Үшінші полицейдің жағдайы... 82 Просмотров

15:15 В Казахстане ужесточат требования по установке решеток и... 103 Просмотров

15:02 В Атырау задержали подозреваемых в отстреле и удушении собак... 99 Просмотров

15:02 Әлеуметтік зерттеу: Көпбалалы отбасыларда ерлердің 62,7... 87 Просмотров

14:50 Подростка сбила машина в Актобе... 85 Просмотров

14:46 Вокзал ішіне қолында билеті бар жолаушылар ғана кіре алады... 83 Просмотров

14:38 Стал известен график работы железнодорожных касс в... 85 Просмотров

14:30 Бахрейндегі секс-құлдық: адам саудасымен айналысқан... 81 Просмотров

14:27 В ФСМС прокомментировали информацию о многомиллиардных... 111 Просмотров

14:14 Двухлетний ребенок с КВИ находится в тяжелом состоянии в ЗКО... 88 Просмотров

14:14 ШҚО-да үшінші қабаттан құлаған бір жарым жасар сәби аман... 77 Просмотров

14:01 Жамбыл облысында үш спорт алаңы ашылды... 105 Просмотров

12:55 Атырау облысында итті тоңазытқыш есігімен қылғындырған ер... 191 Просмотров

12:53 У скончавшегося от COVID-19 в Шымкенте было еще одно... 131 Просмотров

12:41 ЦОН закрыли на карантин в ЗКО... 107 Просмотров

12:40 Қазақстанда жыл сайын мыңға жуық ата-ана бала тәрбиелеу... 161 Просмотров





Опрос


«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930