26 апреля 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



МОН и фейки: советское образование и ЕНТ

26 ноябрь 2018, 11:41
МОН и фейки: советское образование и ЕНТ
Министерство образования и науки РК, почти по Фрейду, выдало себя с головой опровержением сообщения в социальных сетях и мессенджерах, где говорится, что «Великобритания завершила переход на советскую систему школьного образования», так как якобы образовательная программа СССР намного лучше западных аналогов и англичане, наконец, это признали, перейдя на нее. Мол, данная статья является фейковым материалом российского сатирического издания ИА «Панорама», и на американских сайтах этой новости также нет.


Советская спецшкола Колмогорова – одна из лучших в мире

Казалось бы, мало ли чего рассылают в мессенджерах, ан нет – МОН отреагировало! Казалось бы, и тема далекая от нашей действительности – ушедшая эпоха, система образования СССР и Великобритании, но когда говорят: «на американских сайтах этой новости также нет», это вызывает сомнения в фейковости сообщения. Почему не написали: на английских сайтах этой новости также нет? Причем США? Удивительный анализ! К тому же в каждой шутке есть доля правды и дыма без огня не бывает.

Дело в том, что в этом материале сатирического издания не всё – фейк, есть доля правды о советской системе образования и перенятии ее опыта. По этой причине вполне логично «опровержение» МОН – ведь западные стандарты образования поставлены в качестве ориентира для реформирования обучения казахстанских школьников, и советская школа отчасти выброшена на свалку истории.

Достаточно проверить это сообщение по английским источникам, чтобы понять: советская система образования была одной из лучших. И при сравнении выясняется: Казахстан перенял не самый лучший западный опыт, прежде всего систему тестирования в ее неудачном исполнении.

Оказалось, на английском языке есть статьи по этой теме, но не о переходе на советскую систему школьного образования, а о создании двух математических школ в Лондоне в 2014 году по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика.

Это математическая школа Королевского колледжа Лондона KCLMS и Эксетерская математическая школа (Exeter Mathematics School), основанная Университетом Эксетера (Exeter University). И 23 января 2017 года правительство Великобритании объявило о необходимости увеличения числа подобных учебных заведений. Недаром по учебникам Колмогорова изучали математику в советское и наше время миллионы школьников.

«Данные статистики говорят об эффективности этой модели школ. Ребята, которые получили возможность учиться в этой школе, достигают больших успехов: из 61 учеников выпускного класса KCLMS 14 уже получили приглашение в Оксфорд или Кембридж. В 2016 году все ученики получили высшую оценку «А*» или следующую за ней «А» на экзамене A-level, который сдается в возрасте 18 лет». Это данные из статьи «Russian lessons in British education» (http://madan.org.il/ru/node/132553).

Суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики по методике и учебникам А.Н.Колмогорова, прием в спецшколу на основе конкурса. То есть, по сути, Лондон скопировал советскую систему, при которой способные ребята имели доступ к учебе в специализированных математических школах, не платя за это ни копейки.

Примерно в середине 1960-х в СССР происходит переосмысление системы преподавания. По всей стране начинают создаваться специализированные школы. В том числе, в 1963 году в Москве основывается Специализированная школа-интернат №18 физико-математического профиля (ныне Специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н.Колмогорова Московского государственного университета), одним из инициаторов создания которой выступил Андрей Николаевич.

Его школа принимала способных учеников в возрасте 15 лет и обеспечивала их лучшим математическим образованием в стране. В конце жизни А.Н.Колмогоров делал упор на преподавание, в школе у него на первом месте стояло развитие творческого мышления: «Существенно, что здесь в интернате школьники приходят в соприкосновение с творческой мыслью. Это наш запрос, но по всем предметам! Метод работы – имитация научного исследования, шаг за шагом находить, вычислять нечто…, а не давать готовенькое…».

В Англии перенимают лучшие модели, у нас – худшие

«Имитация научного исследования, творческая мысль, находить нечто» – всего этого уже нет в казахстанской системе образования с ее единым национальным тестированием, где среди ответов дается «готовенькое». В итоге наши выпускники школ в большинстве – не творческие, не мыслящие, не рассуждающие – смешно сказать, но формат ЕНТ не предполагает проверку устной речи, способности излагать свои мысли, способности анализировать!

В ходе поиска «фейковой новости» о советском образовании мне попался на глаза сетевой форум (https://giftedphoenix.wordpress.com/tag/maths/) с большим количеством материалов, где анализируется мировая система математического образования. В нем говорится об отставании учеников из Великобритании по математике от сверстников Китая, Сингапура, Японии, Южной Кореи, изучении и перенятии их опыта вплоть до адаптированных версий учебников Сингапура для английских школ и т.д. Особое внимание уделено двум математическим школам в Лондоне, открытых по модели школы А.Н.Колмогорова, где «можно обучить самых способных и заинтересованных учеников на чрезвычайно высоком уровне».

Пристальное внимание министерства образования Великобритании к математическому образованию вышеперечисленных стран объясняется многими факторами. Недаром школьники из Китая, Сингапура, Японии, Южной Кореи, России и др. в последние годы занимали призовые места в ежегодной Международной математической олимпиаде.

Если даже в Англии изучают советскую систему образования, то и в Казахстане давно пора провести профессиональный анализ итогов отказа от советской системы образования, сдачи школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы, бесплатного высшего образования и др. А также всестороннее обсуждение нынешней системы ЕНТ, качества знаний школьников, студентов, молодых специалистов, введения платного обучения в вузах и т.д.

Ведь о неэффективности ЕНТ свидетельствует и снижение общего образовательного уровня учащихся, студентов и низкая квалификация молодых специалистов. Дело дошло до того, что в общеобразовательные школы идут случайные люди: не имеющие педагогических навыков, способностей общения с детьми, косноязычные, плохо владеющие языком и т.д. Этому способствует ЕНТ – тестирование не определяет ни уровня владения устной и письменной речи, ни педагогических способностей будущих педагогов.

Впрочем, такая картина наблюдается в других вузах – владение языком, способность общения с аудиторией, адекватно анализировать разнообразную ситуацию и т.д. необходимы не только учителям, но и многим другим специалистам.

А что сделали в Казахстане при введении ЕНТ в 2004 году? Взяли самую упрощенную модель тестирования. Для интереса возьмите первые тестовые вопросы по истории Казахстана, языку, математике и т.д. и сравните с современными, и будет понятна причина ухудшения качества знаний школьников и студентов за «тестовые» годы. Например, пока убрали из тестов некорректные, «анекдотические» вопросы по истории Казахстана, прошло немало лет. Впрочем такая ситуация была и по другим предметам: тестирование в нашей стране ввели без должного изучения этой системы и необходимой подготовительной работы в средней школе.

ЕНТ: вместо творческой мысли – дают готовенькое

Сама структура ЕНТ, предполагающая выбор одного варианта из нескольких, не рассчитана на выявление реальных знаний ученика, на оценку умения рассуждать и способности к мышлению, творчеству. Например, по истории – к зубрежке дат и имен: ни связи между фактами, ни их исторического значения от ученика ЕНТ не требует.

В итоге изучение многих событий истории Казахстана заменены запоминанием дат, названий государств, народов, городов, документов, титулов, имен и т.д. В итоге целью изучения предмета становятся не твердые знания и развитие мышления, а нередко зубрежка. В таких условиях стандартизация контроля проверки знаний ведет к утрате уникальных педагогических навыков и способностей.

ЕНТ кардинально изменило «идеологию» и структуру экзаменов, подготовку к ним, время их проведения и …шпаргалки. Система тестирования до «гениальности» упростила составление последних – ведь это не ответы, а коды, которые легко размещаются на маленьких кусочках бумаги, в окошках сотовых телефонов. Поэтому предэкзаменационная продажа кодов превратилась в доходный бизнес, а списывание с телефонов на ЕНТ – в повсеместную практику. Списывают около 70% абитуриентов!

Вдумайтесь, на ЕНТ по 5 предметам (по 22-30 заданий, всего 120) выделяется 3,5 часа. 5 разных предметов (естественно-математического и гуманитарного направления) – за 3,5 часа! На одну математику необходимо не менее часа-полутора. Времени должно хватить на историю, грамотность чтения и профильные предметы.

Попытайтесь сами пройти эти тесты в условиях стрессовой сдачи ЕНТ – ведь даже учителя провали тестирование по своему предмету. Знания есть у большинства выпускников, но сам механизм сдачи ЕНТ чисто на автоматическое нахождение правильного ответа на тест рассчитан на «робота», распознающего ранее увиденное и услышанное.

Если проанализировать, как сдаются экзамены в других странах, то обычно их проведение делятся на два этапа, есть экзамены в виде теста, письменные и устные. В Нидерландах экзамены в школах принимают почти также, как было в СССР, в письменной и устной форме, а также в виде доклада или экспериментальной работы.

В Германии для получения аттестата Abitur, дающего право на поступление в вуз, выпускникам нужно сдать четыре письменных или устных экзамена. Во Франции выпускники сдают письменные и устные экзамены по предметам, изучаемым в лицее. Тестирование в один день в формате ЕНТ по 5 предметам за 3,5 часа – только в РК.

Но ЕНТ за 3,5 часа – это полбеды. Из года в год повторяется его основная проблема – вместо самостоятельных ответов по тестированию большинство выпускников списывают. В результате по неписанным правилам сдачи ЕНТ это самое списывание зачитывается (!) – тестирование по мобильникам и шпаргалкам не аннулируется, списывающие абитуриенты не выводятся из зала и такая сдача ЕНТ, получается, законная.

Эта практика списывания наблюдается на протяжении многих лет, удаляют из аудитории лишь за неоднократные злостные нарушения. В последние годы в ходе тестирования было изъято более 80 000(!) запрещенных предметов – приблизительно столько же школьников, сдававших тестирование.

В этом году тестирование довели до гротескной и абсурдной ситуации: некоторые школьники не только сумели пронести на ЕНТ смартфоны, а даже хвастались возможностью открыто их использовать – в социальных сетях появились селфи, видео и репортажи! Но Министерство образования и науки РК никак не среагировало на такие «подколы» выпускников в мессенджерах, не выступило с опровержением таких «достижений» отечественного образования.

Потому что это результат отказа от советской системы образования, справедливого оценивания учебы школьников в пользу коррумпированного, некомпетентного, не дающего знания ЕНТ.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz


ФОТО: Министерство образования Великобритании, позаимствовав педагогические идеи советского математика Андрея Колмогорова, стало создавать в стране бесплатные спецшколы для математически одаренных старшеклассников, сообщает The Independent.
Просмотров материала: 5 497

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 92 369 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 92 189 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 92 160 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 92 104 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 92 088 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 498 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 253 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 278 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 742 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 875 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 093 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 320 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 488 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 396 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 165 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 319 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 610 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 140 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 466 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 171 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 144 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 089 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 943 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 152 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 116 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 9 758 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 837 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 984 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 195 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 432 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 925 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 962 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 013 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 914 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 149 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 278 Просмотров





Опрос


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930