19 марта 2019 г.

Мы в соц сетях:

+7 705 308 0767 +7 705 308 0767



Трехъязычный тупик: деньги и время вхолостую

11 апрель 2018, 11:04
Любая реформа должна быть не только продумана, обоснована, но и экспертами соответствующих ведомств должны просчитаны ее результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также ее влияние на другие сферы. В области образования анализ нововведений вдвойне актуален и важен, потому что от их результатов зависит не только судьба школьников и студентов, но в целом экономическое развитие страны.

НИШ: без коррупции и ЕНТ

С советских времен были специализированные школы, те же физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков и т.д. Первые Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) появились в стране 10 лет назад, и за это время они в известной мере оправдали надежды, которые возлагались на них. Многие вузы рады абитуриентам из НИШ – нишевские студенты показали неплохой уровень по учебе.

В конце прошлого года между руководством АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Казахстанско-британского технического университета был заключен меморандум о сотрудничестве. В нем было достигнуто соглашение о том, что с нового 2018-2019 учебного года КБТУ принимает выпускников НИШ, поступивших в этот вуз, на второй курс. Это признание высокого уровня НИШ. Вслед за КБТУ такое решение могут принять и другие вузы – имеются отдельные предварительные соглашения.

В Назарбаев Интеллектуальных школах удачно внедряется программа «Триединство языков» в силу ориентации на западную систему образования с английским языком и известной автономностью; ряд предметов преподается на казахском, русском и английском языках, ученики сдают международный экзамен. НИШ имеют интегрированную образовательную программу. В ее разработке принимали участие педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета.

Выпускники НИШ, как и выпускники казахско-турецких лицеев (КТЛ), показали хорошие результаты по учебе, и многие вузы с удовольствием принимали их; немало их и в зарубежных университетах. Система НИШ заметно отличается от обычных школ – в них нет коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого.

К тому же в эти школы поступают на основе большого конкурса лучшие ученики страны. Нишевцы обеспечиваются бесплатной школьной одеждой, бесплатным трехразовым питанием, учатся в новых просторных зданиях.

На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ. ЕНТ отнимает много времени у школьников в обычных школах и значительно снижает качество знаний.

Дефицит квалифицированных педагогов

Конечно, НИШ – относительно новый проект и может иметь недостатки. В частности, имеется дефицит компетентных специалистов. Например, в программах НИШ заявлено развитие лидерских качеств, командного духа, аналитического дара учеников и т.д. Оказалось, трудно сплотить команду из вчерашних отличников учебы – нужен, условно говоря, куратор-отличник, а таковых совсем мало, не говоря об отсутствии опыта такой работы в обычных школах, откуда идет набор преподавателей для НИШ.

И на практике эти заявленные качества трудно прививаются из-за дефицита педагогов, способных это осуществить. Да и в целом преподаватели НИШ показали невысокий уровень знаний.

Об этом заявила председатель правления АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова о наблюдениях, полученных в ходе конкурсного отбора преподавателей в НИШ, когда оценивались их знания по профильному предмету. Процедуру прошли 7 тысяч учителей. По словам Шамшидиновой, всего 5% учителей по элементарному тесту ответили на все 25 вопросов.

При этом почти 70% тестируемых педагогов не смогли набрать пороговые 13 баллов. При этом Шамшидинова заявила, что большинство учителей почти не читают книги. К примеру, учителя по казахской литературе на собеседовании не смогли прочесть ни одного стихотворения из школьной программы. Пожаловалась глава НИШ также и на плохое знакомство учителей с компьютерами.

Простое тестирование показало не только невысокий уровень знаний этих кандидатов. Возможно, работать изъявили желание не самые лучшие учителя из обычных школ. Ведь заработная плата в НИШ выше, чем в обычных школах, но не настолько высокая, чтобы опытные педагоги бросили свои насиженные места. Есть также условный возрастной ценз – новая методика ведения занятий, их «европейская» новизна и т.д. требует «молодой крови», не говоря о трехъязычном обучении.

Те есть кадровый вопрос стоит остро не только в НИШ – он имеет корни в обычных школах. Оказалось, в стране нет столько компетентных специалистов. И даже если поднять зарплату в НИШ до конкурентных с другими отраслями, столько компетентных учителей не найти. Ведь в обычных школах – низкая зарплата, большие нагрузки, и ныне там мало молодых квалифицированных педагогов.

В этом плане есть аналогичная ситуация и в высшем образовании, в котором большинство нишевцев с их «английскими» знаниями как «белые вороны». Во многих вузах – коррупция, старая материальная база, советская методика ведения занятий, старые учебники или просто переводные издания на казахский язык, «старые стены» аудитории, не говоря о дефиците современных лабораторий, новых «английских» знаний и т.д.

Вузов, соответствующих Назарбаев Интеллектуальным школам как следующее звено образования, у нас мало – Назарбаев университет, КБТУ, КИМЭП и еще пара-тройка вузов и все. В итоге остается уехать учиться за рубеж и даже остаться там после учебы, как недавно заявил ученик из талдыкурганского НИШ, который получил приглашение в ведущие вузы США.

Ведь кроме дефицита сильных вузов у нас неразвитая экономика, которая не имеет подходящих производств для этих «по-английски» образованных кадров. Говорят, некоторые болашаковцы работают в ЦОНе, а многие из них остаются за «бугром». В итоге – порочный круг: школьная система образования Казахстана раньше готовила будущих студентов для российских вузов (будущих специалистов для соседней страны), а сейчас готовит и для Европы, США и т.д.

Слабая связь школы с экономикой

Казалось бы, простые и ясные звенья одной цепи: элитные школы – элитные вузы – развитая экономика. Но когда имеются слабые звенья и это приводит к разрыву цепи, то трехъязычное образование становится самоцелью?! Если в НИШ – дефицит квалифицированных педагогов, то откуда они возьмутся при внедрении нишевского опыта и трехъязычного образования в обычных школах?!

Даже если гипотетически представить поднятие зарплат в обычных школах до уровня рыночных, то это не решит проблему с англоязычными кадрами. Пока же учителя-предметники получают небольшую надбавку за ведение на английском языке, а повышение зарплаты учителям 11 классов планируется лишь с сентября 2020 года.

В целом по стране нет прямой связи английского языка с производством, экономикой. Не говоря о том, что большинство детей не способны на соответствующем уровне усвоить три языка – даже в НИШ есть такая проблема.

Слепое внедрение опыта НИШ и трехъязычного образования в обычных школах приведет к снижению уровня образования: его не смогут внедрить по очень простой причине – из-за отсутствия соответствующих кадров. Надо понимать, что школьные предметы должны преподавать носители языка. Например, чтобы решить эту проблему, в НИШ приглашают преподавателей из-за рубежа.

А в обычных школах преподавание на английском языке основных предметов предоставляют учителям, прошедшим 3-месячные курсы! В итоге многие школьники не будут знать ни сам предмет, ни английский язык и потратят свое драгоценное время впустую.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев заявил, что в 2019 году 13,5 тысячи школьных преподавателей начнут обучать четырем предметам на английском языке.
В Казахстане имеется 7100 государственных общеобразовательных школ. Количество учителей разделим на количество школ и получим 1,9. Получается, в среднем на каждую школу придется меньше 2 учителей. Интересно, как они будут преподавать четыре предмета на английском языке?

Перенос опыта трехъязычного образования во все школы надо признать провальным, это нереальный проект – обучить за какие-то 3 месяца учителей вести основные предметы на английском языке.

МОН РК должно учитывать потребности экономики. В частности, есть нехватка специалистов и рабочих для сельского хозяйства, специалистов рабочих профессий, технического профиля, строителей и т.д.

Согласно Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 годы, общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

То есть вместо повсеместного введения обучения четырех предметов на английском языке было бы экономически целесообразно введение предметов по профориентации, в том числе и рабочих профессий. В советское время слабо успевавших школьников направляли на учебу в ПТУ, СПТУ. В самом деле, зачем углубленный английский язык для механизаторов, грузчиков, строителей, животноводов и т.д.? Им бы хотя бы определенные знания на родном языке, которые пригодятся в жизни и будущей профессии.

Обучение четырех предметов на английском языке во всех общеобразовательных школах из-за своей неосуществимости нарушает общеобязательные стандарты образования, прописанные в Конституции РК, не говоря о нарушении языкового законодательства.

По этой причине английский как язык обучения необходимо вводит только в те школы, где есть подготовленные на соответствующем уровне учителя и школьники. И эти школы перевести в разряд лингвистических, куда будут принимать в 1 класс на основе собеседования, а неуспевающих учеников – переводить в обычные школы. А в остальных школах английский язык изучать как иностранный, и их будет большинство.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 831

Поделиться материалом


20:02 В мае в Алматы установят памятник Денису Тену... 125 Просмотров

19:58 Нурсултан Назарбаев остается главой Совбеза и партии Nur... 203 Просмотров

19:25 Касым-Жомарт Токаев будет временно исполнять обязанности... 436 Просмотров

19:24 Сенат төрағасы Тоқаев президент міндетін уақытша атқарады... 201 Просмотров

19:20 Нұрсұлтан Назарбаев президенттік өкілеттігін тоқтатты... 219 Просмотров

19:14 Нурсултан Назарбаев заявил о прекращении своих полномочий... 180 Просмотров

18:04 Кайрат Кожамжаров стал депутатом Сената... 155 Просмотров

17:57 Малик Мурзалин стал заместителем руководителя администрации... 165 Просмотров

17:46 Ұйғыр ауданының ауылшаруашылық көлемі 103,3 пайызды көрсетті... 134 Просмотров

17:41 Акимом Акмолинской области назначен Ермек Маржикпаев... 145 Просмотров

17:33 50 туш сайги с отпиленными рогами нашли в Карагандинской... 137 Просмотров

17:25 Жалақы жыл сайын ең кем дегенде инфляцияның деңгейінде... 232 Просмотров

17:14 Сегодня в 19:00 Нурсултан Назарбаев выступит с обращением к... 341 Просмотров

17:07 Алдағы 10 жылда «Қазпошта» бөлімшелері болмауы мүмкін -... 146 Просмотров

16:52 Фотовыставка памяти Дениса Тена пройдет в Японии... 142 Просмотров

15:31 За что арестовали главу Комитета по водным ресурсам... 133 Просмотров

13:32 Әлеуметтік көмектің мөлшері 50 500 теңгеге дейін көбейетін... 235 Просмотров

12:32 На этой неделе главное – заседание FOMC и Брекзит... 149 Просмотров

11:21 Когда многодетным очередникам начнут предоставлять квартиры... 189 Просмотров

10:47 Жанна Ильичёва: Может научимся ценить яркие крупицы... 261 Просмотров

10:13 В Алматы арестовали главврача Центральной горбольницы... 232 Просмотров

17:01 Три человека погибли и еще 10 пострадали в ДТП в... 434 Просмотров

16:44 "Бақытты отбасы" қоғамдық қорынан кімдерге көмек көрсетіледі... 352 Просмотров

15:39 Камень на месте строительства главной мечети Астаны заложил... 351 Просмотров

15:08 Нурлан Алимжанов: Мы должны думать о здоровье наших детей... 400 Просмотров

14:51 "Айқай-шудан пайда жоқ": Сапарбаев жиналыста шу шығарған... 359 Просмотров

14:36 Президент присвоил Кариму Масимову специальное звание... 360 Просмотров

14:06 Депутат триллиондап ақша алып жатқан министрлікті сынады... 377 Просмотров

13:26 Я категорически против, чтобы мы всех желающих отправляли... 577 Просмотров

12:52 Раненому при теракте в Актобе полицейскому подарили... 398 Просмотров

12:42 В Казахстане сменился Генпрокурор... 373 Просмотров

12:22 Елдің есін шығармай келесі жылы әліппені орнына алып... 834 Просмотров

12:13 Более четырех тонн рыбы собрали жители Атырау на субботнике... 326 Просмотров

11:12 Cамал Еслямова признана лучшей актрисой Азии... 312 Просмотров

10:43 Шарын шатқалында заманауи ойын сауық паркі салынбақ... 336 Просмотров

10:25 Еуропа Парламенті: Түркия Еуроодаққа кіруге дайын емес... 360 Просмотров

09:51 Авиакомпания FlyArystan начнет продажи билетов уже в марте... 194 Просмотров

09:32 Алматы облысында кәсіпкерлер көп балалы үш отбасыға үй алып... 372 Просмотров

09:17 Курс валют на 18 марта... 219 Просмотров

08:29 Игнорирование принципа меритократии ведет к системным и... 979 Просмотров





Опрос


«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031