Мы в соц сетях:

  • Matritca.kz в Facebook
  • Matritca.kz в Вконтакте
  • Matritca.kz в Twitter
Политика – это перепачканная в дерьме экономика

Политика – это перепачканная в дерьме экономика...

«Терра-инкогнито» в Красной Книге Казахстана

«Терра-инкогнито» в Красной Книге Казахстана...

Электоральный Кыргызстан: А кандидаты кто?

Электоральный Кыргызстан: А кандидаты кто?...

Следователь не боится прокурора?

Следователь не боится прокурора?...

Кому выгодно большое количество грантов?!

Кому выгодно большое количество грантов?!...

Казахская наука в тупике

Казахская наука в тупике...

Еще одна ложь Генерального директора Института Ботаники

Еще одна ложь Генерального директора Института Ботаники...

Регионы
Казахстана

Темы:


Родовое древо казахов – основа нашей цивилизации

18 июня 2017, 14:38
Родовое древо казахов – основа нашей цивилизации
Как-то прочитал в «Плетеньях чепухи» аксакала нашей литературы Герольда Бельгера глубокий анализ рассказа-эссе «Паук» (1984 г.) Хакима Омара, опубликованного в 2011 г. в его книге «Демб». Прочитав рассказ, можно полностью согласиться с оценкой Герольда Карловича – образность, философичность, «поток сознания», кафкианские мотивы в рассказе доведены до совершенства. Интересно, что в этом и других эссе в ткань повествования гармонично вплетаются рассуждения автора о национальной культуре и истории.

Здесь и Темірқазық (Полярная звезда), благодаря которой тюрки положили начало вечному движению и развитию человеческой цивилизации (эссе «Свет Полярной звезды»), здесь и юрта, повторяющая форму неба, и Кок Тэнгри, и древний кобыз (эссе «След уходящего дня»), и магия слова (рассказ «Демб») и многое др.

Хаким Омар известен и как исследователь казахской истории – его исследования опубликованы в журналах «Жұлдыз», «Жалын», «Тамыр», в «Вестнике» АН РК и других изданиях. Одно из его известных исследований – «Янтарное перо Адольфа Янушкевича» – опубликовано и за рубежом. Есть и мемуарная вещь – «Тектіден туған тұлғалар». В 2014 году под редакцией Омара вышло фундаментальное исследование «Алтай шежіресі».

О национальных особенностях генеалогического древа, месте национальных ценностей в эпоху глобализации мы беседуем с писателем, исследователем, директором издательства «Темірқазық» Хакимом Нурланулы Омаром.

Глобализация уничтожает традиционные узы

- Хаке, Вы долгое время занимаетесь генеалогией казахов. Какое место занимает шежире в жизни казахов?

- Огромное. Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Мощь генеалогического дерева покоится на внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации.

В наше время говорят о памяти на клеточном уровне, т.е. большую информацию от своих предков мы передаем детям через свое тело. Культ предков, известный многим народам, улучшает эту память. Незнание же прошлого своего рода, его известных представителей погашает генетическую информацию, что вызывает сбой на клеточном уровне и появляются «блуждающие души» и болезни.

Такое состояние может повлечь и нарушение или несоблюдение каких-либо погребальных обрядов после смерти близкого человека. Народная медицина оценивает знание своих предков как обязательное семейное достояние. При некоторых заболеваниях она советует чтение сказаний и мифов; особенно благотворно влияет их профессиональное исполнение с музыкальным сопровождением.

- Интересно. Вы – редактор и издатель исследования «Алтай шежіресі». Вы продвигаете идею подъема национального развития через возрождение традиционных моделей казахского общества?

- Феномен рода и сегодня будоражит сознание людей. Его ростки, проростая через щели несовершенных общественных структур, заявляют миру о вечных ценностях родственных уз, которые могут стать важным аспектом развития социальности, обретения сплоченности и солидарности. Род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис.

Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем. В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого.

Непрерывная связь имен, скрепленная родственными узами, сообщает импульсы далеких эпох, которые в сердцах современников отзываются ощущением единства и сопричастности к своей истории.

Сто лет одиночества

- В век глобализации и интеграции очень трудно представить живучесть ценностей семьи и рода...

- Тем не менее знать имена своих предков до седьмого поколения назубок – заповедь аксакалов. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Ведь дело не ограничивается простым перечислением имен предков, но и знанием, чем был известен тот или иной предок; это и есть интеллектуальная преемственность поколений, передача семейной и родовой информации.

Процесс модернизации общества разрушает традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Трансформация происходит во всех сферах жизни человека.

В наше время общество, отринув человека, живет само по себе, человек лишен инструмента адаптации к сложнейшим явлениям стремительно меняющегося окружения. Несоответствие между обществом и личностью порождает глубокие внутренние противоречия – расплывчатость общественного сознания и душевный, психологический дискомфорт человека.

В этом беспредельном распаде мира кроется для человека самая большая угроза – неустроенность жизни, неопределенность социальной среды, отчужденность от происходящих процессов. Болезненная бесприсутственность. Неудивительно, что современный человек подвержен постоянному экзистенциальному кризису.

Сегодня человек живет в обществе, где отсутствуют люди. Общество, потеряв способность слышать и видеть, не приемлет порывы человеческого духа. Одинокий человек всегда напоминает обществу о неприятии какой-то части общих устремлений и о тлеющей агрессии в сознании человека. Общество живет мыслью о возможной угрозе со стороны индивида, противопоставившего себя социуму.

В глубоких недрах одиночества зреют самые антиестественные инстинкты, которые разрушают внутреннюю прочность личности. Не все выдерживают гнет одиночества, бесконечное томление отвергнутой души.

Экстремальные «термодинамические» процессы, происходящие в голове человека, через какое-то время достигают точки кипения, и он начинает метаться в поисках выхода. И тогда все зависит от темперамента личности, который решает, в какой мере и каким образом проявится сила выброса энергии.

- «Общество, где отсутствуют люди». Сказано сильно. Неужели человек вне рода и семьи теряет и смысл жизни, и свое предназначение?

- Дело не в роде (и семье), а в ценностях, которые имеются в нем – биографические, мифологические, исторические и т.д. Глобальный натиск западной цивилизации оставил глубокие следы и в нашем сознании, мы чуть не лишились своей фундаментальной основы – традиционной системы организации общества, основанной на базе кровных уз. Ее главное достижение – общественный дух, общинная солидарность.

Приоритет индивидуальной свободы, ставший жизненным принципом европейской цивилизации, казалось, должен был вывести человека к новым горизонтам восприятия окружающего, чтобы по-новому истолковать концепцию жизни. Но, к сожалению, этот ошибочный постулат привел к неожиданному результату – кризису индивидуума, к социальной меланхолии человека, а его неограниченная свобода превратилась в проблему – неспособность реально воспринимать действительность. Человек, оказавшись наедине с самим собой, испытал все тяготы отрешенности, отверженности. Он попал в собственную ловушку.

Истина в том, что если общество отвернулось от человека, то он вонзает нож в его спину. Одиночество – тяжелое испытание. Кто-то остается один в силу жизненных обстоятельств, а кто-то осознанно, чтобы испытать силу духа, сойдясь врукопашную с одиночеством. Но никто не может противостоять разрушительной силе одиночества, даже пророки после долгого уединения выходили к людям.

Кто-то еще больше замыкается в себе, даже пытается свести счеты с жизнью, кто-то берет в руки оружие и расстреливает людей, указуя, что действие общества бумерангом возвращается к нему. Для отчаявшегося уже безразлично, в какой форме это происходит. Вот почему в последнее время в информационных сводках западных стран, в особенности Америки, мы часто слышим о кровавых событиях, учиненных одиноким преступником.

Живительная сила родового древа

- Но насколько верны и жизнеспособны ваши постулаты, когда в мире размываются границы, нивелируются национальные особенности?

- Мы прошли долгий путь, сохраняя изначальную парадигму: «предки – потомки». Наш образ жизни европейцы клеймили ярлыками: «устаревший», «отживший». Ствол могучего генеалогического древа, сколько бы ни пытались его срубить, произрастал с новой силой. Родовое дерево выстояло, не пало под ударами топора истории.

Ни развитые классовые отношения, ни радикальные идеологические системы не смогли вытеснить родовых традиций. И сегодня в эпоху глубоких перемен в социальной жизни, когда маховик глобализации, стремительно вращаясь, поднимает с родных мест людей и уносит в неведомые края, притяжение генеалогического родства не ослабевает. Этот извечный инстинкт присутствует в казахах в любую эпоху, как вечное Синее Небо над землей.

Некоторые современные авторы не устают говорить об архаичности традиционного социокультурного уклада, клеймят образ жизни, соотнося его с отжившими формами прошлого, называют устаревшим анохранизмом, не расположенным к интеграционным процессам современной жизни и т.д.

Однако эти «пережитки родового строя» выработали мощный механизм защиты; так живой организм при неблагоприятных условиях впадает в состояние, когда жизненные процессы резко замедляются, что называется анабиозом, и потом, пережив трудное время, вступает в нормальный цикл развития.

Сколько бы зима ни была долгой, приходит весна и пробуждает семя, затаившееся под теплым покровом земли. Земля питает, растит его, способствует размножению живого организма, и даже каменные панцири дорог не способны удержать натиск жизненной энергии.

Точно так же не удалось искоренить родовое сознание. Оно затаилось и терпеливо ждало, проглядывая сквозь щели несовершенного общества, и вопреки всему сегодня демонстрирует удивительную жизнеспособность, утверждая вечные ценности человеческой жизни, – так дерево прорастает через расщелину камней, раздвигая тяжелую массу твердой породы.

Сегодня очевидно, что родовая система далеко не исчерпала свои возможности в социальной организации общества. Это сильная структура, мощь которой кроется в кровных связях, где каждый член рода ощущает силу притяжения, неудержимое влечение друг к другу.

Импульсы сообщаются одним источником – единым предком, объединяющим всех. Их связывает одна родовая биография, одна материальная основа – родовые земельные владения, где застыли безмолвные могилы предков – вечные дозорные родной земли. Род, разрастаясь в людях и поколениях, своим живым присутствием доказывает жизнеспособность, право на решение проблем социальной структуры сегодняшнего общества.

«Взгляд изнутри»: всегда есть боязнь потерять лицо

- Если найдена определенная формула жизнестойкости национальных ценностей, то тогда каким образом нужно задействовать этот механизм, чтобы сохранить эффект кругооборота культурных ценностей нации?

- Человек в индифферентном обществе остается с самим собой, со своими проблемами. Несовершенное общество лишено возможности в полной мере удовлетворить социальные потребности в силу отсутствия единого объединяющего фактора.

В чем отличие родовой общины от индифферентного общества? Первая обладает «взглядом изнутри» и всегда испытывает тревогу, ощущая проникновение взгляда со стороны. В ней всегда присутствует боязнь «уронить лицо», в то время как второе совершенно лишено такого зрительного восприятия и ощущения, оно более свободно от влияния мнений и не испытывает беспокойства по поводу своего имиджа.

Род обладает глубоким внутренним образом, в котором, по его представлению, почти нет изъянов. Проецируя вымышленный идеал, он всегда видит свое отличие, которым очень дорожит. Эта способность воспринимать себя иным, чем ты есть на самом деле – особый родовой взгляд, самобытная концепция и своеобразный код жизни.

Примечательный факт: каждый казах, к какому бы роду ни принадлежал, гордится происхождением и считает себя первым среди равных. Особое отношение к себе, более того – любовь к себе, убежденность в генетическом превосходстве, возведенная в этнический императив, – особая черта казаха, которая отличает его от других.

Это необычное качество, видимо, имеет глубокие корни, опосредующие прямое генетическое родство с представлениями древних властителей мира – гуннов и тюрков, получивших власть от Неба, обладавших особой «небесной харизмой (кут, Тэнгри кут)». Это ощущение, восприятие воли и света Неба в себе, возможно, самое лучшее и важное из того, что имеет казах, ибо ничего так не возвышает, как осознание единства с Синим Небом.

На сохранение и углубление родового престижа члены рода направляют все силы и энергию. Каждый род имеет идентификационную характеристику, свою отличительную черту, индивидуальный портрет. В системе восприятия ценностей родового общества «родовой признак» является и остается важным индикатором его особенности, и каждый представитель очень дорожит достоинствами своего рода.

Между родами всегда существует чувство соперничества, которое проявляется в спортивных, поэтических состязаниях, на праздничных или ритуальных мероприятиях. В этой здоровой конкуренции совершенно отсутствуют негативные элементы враждебности. Способность и возможность – вот две пирамиды, куда направляют свою энергетику все члены рода, чтобы из множества частей сложить образ недосягаемой вершины – знак особой гордости и достижения перед другими.

Это прекрасный пример корпоративной сплоченности, мощный фактор, объединяющий людей, позволяющий действовать всем в едином порыве, когда каждый член рода ощущает себя частью единого целого, когда главный стимул – здоровая конкуренция, мощный двигатель развития общества, который ускоряет консолидационные импульсы во имя достижения общей цели.

Общество не может не считаться с важным фактором, объединяющим людей воедино, с центростремительной силой – устойчивыми кровнородственными связями. Роды, пронесшие свои имена через века, не растеряли самоорганизующиеся механизмы, мобилизационные возможности.

Родовой сегмент нации

- Современный человек со своим эгоцентризмом, нынешнее общество с приоритетами материальных ценностей не примлют некоторые отжившие традиционные понятия.

- В так называемом «новом времени» архаическая модель родового уклада не превратилась в реликт доцивилизационного прошлого, а проявляет гибкость и жизнеспособность и примеряется к вызовам времени. Вывод один – родовая система интегрируется в современное общество и на фоне общего кризиса гражданского общества приобретает большую востребованность и актуальность.

Мы все больше и больше убеждаемся, что игнорировать родовой фактор и делать вид, что его нет, – то же самое, что не считаться с действительностью. Родовые отношения существуют, хотя лишены экономической основы, не связаны с производственными процессами. И сегодня, прорастая из глубин сознания, они заявляют о своих правах.

Придет время, когда идеалы западного либерального пути уйдут в прошлое. И наступит пора прозрения, казах вступит на путь поиска и обретения самоидентификации, главным фактором его выживания и спасения станет сохранение этнической модели и этнических особенностей.

Человеческие проблемы будут решать не только государственные бюрократические ведомства, но и сами люди, объединенные общей идеей родства. Великая идея единения ведет к созданию коллективного будущего, к построению нового типа общественной жизни, направленного на достижение общего благоденствия и счастья.

Человек всегда старался создавать себе условия. Идеальным воплощением устремлений казаха является общество близких людей, родственников. Это объединение, связанное кровнородственными отношениями, упорядочивает мир казаха, делает его жизнь более комфортным и содержательным, ибо только одно вечно под Синим Небом – продление рода, возобновление и продолжение жизни в будущих поколениях.

Традиционный род может стать мобильной группой в социальной структуре, мгновенно реагирующий на проблемы общества. Современному казахскому обществу, которое еще сохраняет родовые признаки, нет никаких причин отказаться от своих родовых ценностей, мировоззрения, стиля жизни, его потенциал еще не исчерпан, и он способен воплотить свои идеалы в новом гражданском обществе.

Родовой сегмент, сыгравший выдающуюся роль в становлении казахов, и сегодня способен вдохнуть жизнь в тело нации и при условии свободного развития и гармоничного сосуществования с гражданским обществом внести весомый вклад в демографию и моральное состояние нации.

Род – биосоциальный организм с мощным жизнеспособным потенциалом, с четким внутренним саморегулирующим механизмом. Его способность к самоорганизации – важнейший аспект всестороннего развития. Родовая структура как особая организация, объединенная общностью происхождения, с четко организованным внутренним порядком, со своей морально-этической базой, с мировоззренческой концепцией, обладающая высоким уровнем социальной мобильности, может принять самое активное участие в решении важнейших проблем государства.

Небесные знаки нашей судьбы

- Вы часто пишите о Кок Тэнгри. Что же предвещает казахам на нынешнем перепутье молчаливое Синее Небо?

- Отвечу одной притчей. Как-то ученики прервали долгое молчание Учителя и обратились к нему: «В чем причина Вашего столь долгого молчания?!». Конфуций, не задумываясь ответил: «Небо тоже молчит, но все идет своим чередом!». Последователи Учителя Поднебесной могут быть спокойны – Небо льет воду на их мельницу. Они чувствуют себя комфортно в демографическом, культурном, языковом аспектах.

Человек издревле мечтал соединить небо с землей, возвысить свои дела и вознести свои мысли до неба. Вавилонская башня – одна из свидетельств человеческой дерзости и непокорности. «Башня высотою до небес» стала символом человеческой необузданности, высокомерия и, к большому сожалению, разногласия с богом и в конечном счете эти усилия обернулись поражением – изгнанием человека (вторым, после изгнания из рая) из сообщества, потерей одного языка – исторической основы, объединявшей всех людей земли.

Каждый народ, вглядываясь в безграничную синеву Неба, пытался прочитать знаки своей судьбы. Осознание необъятности космического пространства, бесконечности времени и бессилия человека перед вечностью приводит к поискам преодоления силы ограничения, к объединению общих усилий, чтобы противостоять забвению, обрести возможность увековечить свое имя в веках.

Вавилонская башня – памятник краха идей общих человеческих устремлений и надежды обрести бессмертие, это предупреждение, что целостность человечества не в языке, а в согласии с богом, ибо ничего не происходит на земле без одобрения бога.

В космологических представлениях казахов в центре мироздания стоит огромное дерево – Алып Байтерек, в нем воплощена цельность, состоящая из трех равновеликих частей. Мировое дерево выражает идею триединства, оно, возможно, демонстрирует извечную модель жизни – временную вертикаль трех поколений, их непрерывное единство и непреходящую ценность кровного родства.

Алып Байтерек высотою до небес – это знак благоволения Тэнгри, единения с богом. Его устремленный к небу мощный ствол – воплощение вечного торжества жизни над быстротечностью времени и кратковременности человеческого бытия.

Родовое дерево стоит твердо на земле, наперекор силе притяжения поднимается ввысь, верхушкой касаясь Синего Неба. Дерево возвышается над суетностью, непостоянством, текучестью мира, наделенное завидной жизненной энергией, все больше разрастаясь, расширяет пределы человеческого бытия, рассекая волны Времени, раздвигает границы человеческой жизни.

- Спасибо, будем надеяться, что Небо будет благосклонно к нам, никакая стихия Времени не поколеблет основу Родового древа казахов!

Родовое древо казахов – основа нашей цивилизацииДастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz





Просмотров: (1172), комментариев:(0)

Поделиться материалом


14:47 Квадратный метр жилья по госпрограмме «Нұрлы жер»... 84 Просмотров 0 Комментариев

14:45 АСТАНА МАҢЫНДА ЖЕР ТЕЛІМІНІҢ БАҒАСЫ 800 МЫҢ ТЕҢГЕДЕН... 45 Просмотров 0 Комментариев

14:14 ОҒЫЗ ДОҒАМЕН СҰХБАТ. ҰШАҚТАҒЫ ҰРЫС НЕДЕН ШЫҚТЫ?... 65 Просмотров 0 Комментариев

14:02 Подпольный цех по изготовлению энергетических напитков... 87 Просмотров 0 Комментариев

13:54 ҚЫЗЫН ИТКЕ ТҰРМЫСҚА БЕРГЕН АТА-АНА... 122 Просмотров 0 Комментариев

13:27 В Алматы достигли «трубопроводного» рекорда... 105 Просмотров 0 Комментариев

13:18 Нуржан Альтаев: Доступное кредитование — катализатор роста... 137 Просмотров 0 Комментариев

13:10 АЙГҮЛ ОРЫНБЕК: ӘЙ, ӨРКЕН, СЕН ОҢБАЙСЫҢ...... 192 Просмотров 0 Комментариев

13:03 Отказаться от вечеринок ради квартиры посоветовала... 58 Просмотров 0 Комментариев

12:49 Материнская смертность возросла в Казахстане, - Минздрав... 97 Просмотров 0 Комментариев

12:47 БАЯНҒА ҰҚСАЙТЫН ҚЫЗ: ӨТКЕН ЖЫЛЫ МЕН ДЕ ПЫШАҚҚА ТҮСІП... 229 Просмотров 0 Комментариев

12:43 10 самых необычных взяток Казахстана: от навоза до игрушек... 112 Просмотров 0 Комментариев

12:32 ОҒЫЗ ДОҒАН? МҰНДАЙ АРЗАН ТРЮК ҰНАМАЙДЫ, КҮЛКІМ КЕЛЕДІ.... 86 Просмотров 0 Комментариев

12:18 ЭКСПО КӨРМЕСІ ЕКІ АЙҒА ДЕЙІН ҰЗАРТЫЛМАЙТЫН БОЛДЫ... 59 Просмотров 0 Комментариев

12:11 Даниал Ахметов: Мы должны бережно хранить историческое... 146 Просмотров 0 Комментариев

12:06 Нам приходится принимать тех, кто не смог найти более... 205 Просмотров 0 Комментариев

11:31 "КОКА-КОЛАНЫҢ" ПАЙДАСЫ МЕН ЗИЯНЫ... 98 Просмотров 0 Комментариев

11:27 Политика – это перепачканная в дерьме экономика... 542 Просмотров 0 Комментариев

10:58 АҚТӨБЕ ОБЛЫСЫНЫҢ ТҰРҒЫНДАРЫ МАЛДЫҢ ҚЫРЫЛУЫН ӨҢІРДЕГІ... 102 Просмотров 0 Комментариев

10:09 ЕКІ АЙ ӨТТІ: ЭКСПО-ДАН НӘТИЖЕ БОЛДЫ МА?... 63 Просмотров 0 Комментариев

09:57 «Протон-М» с военным спутником стартовал с Байконура... 152 Просмотров 0 Комментариев

09:42 Стрельба на свадьбе в ЮКО: есть пострадавшие... 138 Просмотров 0 Комментариев

09:38 Дождливая погода ожидается сегодня в Казахстане... 135 Просмотров 0 Комментариев

09:27 «Терра-инкогнито» в Красной Книге Казахстана... 81 Просмотров 0 Комментариев

09:14 БАЛАЛАРҒА АРНАЛҒАН ЖӨРГЕКҚАПТАН ҚҰРТ ШЫҚТЫ (ВИДЕО)... 65 Просмотров 0 Комментариев

09:08 Курс валют на 17 августа... 149 Просмотров 0 Комментариев

19:16 МЕНТТЕР КОДЫН БҰЗУ НЕМЕСЕ ПОЛИЦИЯ РЕФОРМАСЫН НЕДЕН БАСТАУ... 135 Просмотров 0 Комментариев

18:31 В многоквартирном аварийном доме Уральска упала крыша... 311 Просмотров 0 Комментариев

17:49 35 тонн арбузов уничтожили в Астане после скандального видео... 235 Просмотров 0 Комментариев

17:38 19-летняя девушка обвинила экс-депутата в изнасиловании на... 815 Просмотров 0 Комментариев

17:21 Некоторые авиакомпании не знают о местонахождении своих... 304 Просмотров 0 Комментариев

17:00 ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫНДА ЕР АЗАМАТ ҰЛЫН АЯУСЫЗ ҰРЫП ӨЛТІРДІ... 284 Просмотров 0 Комментариев

16:48 Руководители ряда алматинских поликлиник уволены за плохую... 241 Просмотров 0 Комментариев

16:35 Выработаны меры по снижению количества бродячих животных в... 176 Просмотров 0 Комментариев

16:13 Зимнюю Универсиаду в Алматы признали лучшей в истории... 192 Просмотров 0 Комментариев

16:06 АЙГҮЛ ОРЫНБЕК: АБАЙЛАҢЫЗ АЛАЯҚ!... 437 Просмотров 0 Комментариев

15:40 Шымкентский «Усенов» избежал ответственности и отпущен на... 231 Просмотров 0 Комментариев

15:20 АМЕРИКАДАН КЕЛГЕН БІР ТОП КОВБОЙ КӨКПАР ТАРТАДЫ... 118 Просмотров 0 Комментариев

15:15 Колбасу с "ДНК человека" ищут на прилавках Актюбинской... 385 Просмотров 0 Комментариев

15:07 К 8 годам тюрьмы приговорили «шейха Халила» за разжигание... 253 Просмотров 0 Комментариев









Опрос


«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031